branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дефицит иномарок не повлияет на цены

Несмотря на стабилизацию, ситуация на российском авторынке по-прежнему «горячая». Главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Эрик Блондо рассказал, почему на рынке по-прежнему дефицит, что будет с ценами на иномарки и как вообще сегодня чувствуют себя автодилеры...
Несмотря на стабилизацию, ситуация на российском авторынке по-прежнему «горячая». Главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Эрик Блондо рассказал, почему на рынке по-прежнему дефицит, что будет с ценами на иномарки и как вообще сегодня чувствуют себя автодилеры.

– Эрик, расскажите, что сейчас происходит на рынке. Все производители обещали подвезти машины в начале лета. Поставки пошли? Дефицит исчез?
– На сегодняшний день можно сказать, что большинство вопросов с поставками решено, а с кем нет определенности, мы расcчитываем, что это произойдет до конца месяца. Например, у нас была достаточно сложная ситуация с Land Rover, но машины идут, и сейчас мы уже знаем, что получим необходимую партию до конца июля. Кроме этого, существует затруднительное положение по Mazda, так как на рынке практически нет нужного объема автомобилей, которые требуются. Еще одна сложная ситуация – в связи с большим спросом – это Audi. То же самое с Volvo, которая сегодня показывает 100%-ный прирост почти каждый месяц, – мы такого спроса не предполагали, поэтому на рынке до сих пор есть дефицит по марке. Правда, мы пересмотрели свои отношения с импортером, который, кстати, ведет себя в последнее время на рынке весьма агрессивно. Поэтому мы планируем, что вопрос будет решен в сентябре – не раньше. В целом все зависит от бренда. Ожидания по поставкам – такие: сейчас – Land Rover, сентябрь – Volvo, Audi – приблизительно конец лета, по Mazda... – если честно, мы пока не знаем.

– То есть по Mazda вообще все плохо?
– Нельзя забывать, что, в первую очередь, у Mazda другой фискальный календарный год. У них достаточно сложный процесс изменения производства. Вопрос в том, когда производитель будет обеспечивать актуальный объем по российскому рынку. Например, по модели CX-7 с правильным ценообразованием, которая имеет огромный интерес со стороны покупателей. Еще один пример: CX-9 – это уже старая модель, ожидающая замены, но она будет только через год. Mazda3 есть, но в недостаточном объеме. По всем моделям Mazda без исключения можно говорить, что нам пока непонятен горизонт по поставкам, но мы находимся в постоянном контакте с производителем и скоро получим решение.

– Дефицит по другим вашим брендам, Peugeot например?
– По Peugeot – да, есть некоторые вопросы. Peugeot – молодцы, честно, поскольку мало кто верил в их запуск в Калуге в том объеме, который они обещали. С запуском, конечно, чуть-чуть опоздали, говорили в марте, а машина (Peugeot 308. – Прим. ред.) пошла только сейчас. Есть дефицит Peugeot по нескольким узким нишам, некоторым сегментам моделей. Например, раньше в России очень успешным был иранский Peugeot 206 седан – это очень востребованный автомобиль. Пока этот сегмент остается без модели, он не занят. Благодаря калужской Peugeot 308 можно предполагать, что у Peugeot все хорошо, но в целом нет четкой линии, которую мы могли бы ожидать от них. Компания очень грамотно развивает линейку коммерческих автомобилей, где достаточно большой спрос, но сейчас тоже есть сложности с обеспечением и этих заказов.

– А по Audi какие модели в дефиците?
– Главным образом бестселлеры – то есть A4, A5 и Q5. Кроме того, сейчас все ждут начала продаж A8 Long.

– А что с Volkswagen?
– Я бы сказал, что они лучшие в своем классе. В первую очередь с логистической точки зрения. Хотя у всех производителей без исключения в первые шесть месяцев этого года были проблемы с логистикой. В это время Volkswagen обеспечивал огромные объемы, и мы видим, что они объявили даже об увеличении объемов производства в Калуге в 2010 году. Модельный ряд расширился в последнее время, не так давно в продаже появился новый Touareg... Также стоит отметить фантастический успех Polo российской сборки – ежедневно мы принимаем десятки заказов – это фантастика.

– После смены руководства в московском офисе Land Rover каких перемен можно ждать, на ваш взгляд?
– Сложности с поставками действительно были, но это была мировая проблема. Здесь можно говорить о двух важных моментах: обеспечение самими автомобилями и, безусловно, важный для нас момент – это запчасти. Производитель не смог доставить запчасти под заказы большого объема, а мы не могли ремонтировать машины и выполнять свои обязательства перед клиентами в срок. Это проблема не только в России, но общемировая. В самое ближайшее время все наладится.

– Вы не собираетесь пересматривать брендовый портфель?
– Пересматривать портфель не планируем, расширять – хотим, да. Не буду оригинальным – мы ведем дискуссию с несколькими производителями. В качестве новых брендов рассматриваем как премиальный сегмент, так и масс-маркет, и медиум. Мы считаем, что у нас есть запас на расширение нашего портфеля в этих трех сегментах. В течение месяца мы сделаем важное объявление, как только будет подписан договор по одному из премиум-брендов.

– Вы ведь пришли из продуктового ритейла в «Независимость» в 2008 году. Интересно, что на ВАЗе директором по маркетингу и продажам стал выходец из неавтомобильной отрасли «Детского мира», «Кока-колы» и т. д. Как вы думаете, продавать пирожки, игрушки, автомобили для опытного менеджера – все равно?
– Фуд-ритейл имеет специфику бизнес-процессов, которые, на мой взгляд, очень похожи на то, что есть в автобизнесе. Иногда очень полезно пригласить «новую кровь», новый, свежий взгляд. Потому что АвтоВАЗ – большая организация – «Независимость» тоже немаленькая (смеется), есть «родная кровь», и один человек все равно все не заменит, он не может этого сделать. Другой взгляд, другой опыт, «другая ДНК» – если благодаря этому организация сможет чуть-чуть изменить свой подход, почему нет. В конце концов, это нормальная практика в бизнесе. АвтоВАЗ – очень специфический бизнес-кейс: то есть как провести изменения, change-management – в любом случае, я считаю, что это безумно полезное упражнение.

– Что будет с ценами на иномарки до конца года?
– По поводу увеличения цен – еще рано делать однозначные выводы. Для того чтобы оценить окончательную стоимость, нужно оценить цены на транзакцию и цены на тарифы. А как будут вести себя участники рынка, прогнозировать сложно – дело в том, что сейчас нет никакого давления, нет предпосылок. То есть нет огромного склада, нет слишком больших запасов – таким образом, мы понимаем, что цены будут стабильны. Возможно, будет небольшой рост за счет того, что новые модели, которые выходят на рынок, всегда чуть дороже, чем старые. Ну вот смотрите – новый Touareg, о котором я уже говорил ранее: это не фейслифтинг, это абсолютно новая модель – и не намного дороже, почти то же самое. По BMW 5-й серии то же самое: благодаря калининградской сборке идет машина, которая не сильно отличается по стоимости от предыдущей версии. Таким образом, сейчас мы наблюдаем, что подход производителей стал более прагматичным и изначальные цены более разумными. Курс валют тоже сильно помогал, держал ценообразование в рублях. Поэтому пока у нас нет аргументов, чтобы ожидать заметного роста цен.

– Распродажи в конце года будут? Или в этом году автокомпании на это не пойдут?
– Даже с тем энтузиазмом продаж, который есть сейчас, и, судя по планам, которые дилеры передали производителям, я не думаю, что будет ситуация, которая сложилась в прошлом году. Сейчас ведь все наоборот – запас автомобилей минимальный, и вряд ли мы повторим тот небывалый масштаб спецакций, который был в том году.

– Автомобили 2008 года выпуска еще остались на рынке?
– Ну, может быть, премиальный сегмент в некоторых регионах, но это исключение из правил.

– Если вернуться к ГК «Независимость», вы не первый год анонсируете планы по выходу в регионы. Что-нибудь сдвинулось в этом вопросе?
– Пока мы не сотрудничаем ни с кем – пока. Это ведь длительный процесс. Вы видите, что за первые полгода никто не объявлял о крупных сделках по выходу в регионы – ни один дилер. Но развитие в регионах для нас является стратегическим приоритетом. Все будет ясно до конца года, тогда мы наконец-то объявим о сотрудничестве.

– А как вы в целом можете охарактеризовать ситуацию в регионах на сегодняшний день, после пика кризиса?
– Достаточно тихо, но никакой катастрофы нет, громких банкротств тоже вряд ли стоит ждать. Два-три очень специфических случая, может, и были, но это в прошлом. Сейчас они уже не пугают. Я не думаю, что громкие банкротства еще будут. Правда, в регионах все достаточно сложно, до сих пор многие заканчивают реструктурировать долги и не все еще завершили новые отношения с кредиторами, то есть все работают над изменением ситуации. По-прежнему актуальна проблема оборотных средств, чтобы рестартовать бизнес.

– Весной вы говорили, что в планах «Независимости» открытие второго кузовного центра. Когда стартует проект?
– У нас есть огромный центр кузовного ремонта в Химках. Сейчас завершили и открыли вторую очередь – больше 100 рабочих мест, как результат по сервису сейчас рост составляет почти 10% (по сравнению с прошлым годом). Надо сказать, что мы совершили беспрецедентный шаг, получили договор на бренд, которого у нас нет в портфеле, – Chevrolet. Мы рассматриваем это сотрудничество как дополнительный источник дохода. Надеемся на дальнейшее расширение портфеля брендов по кузовному производству. Для нас это абсолютно логичная бизнес-модель, она достаточно открытая. В будущем мы хотим строить второй кузовной центр – это правда, но пока мы не определили, когда пойдем на этот шаг.

– Что сейчас происходит на вторичном рынке? Как ваши успехи?
– Мы очень рады, что вовремя внедрили такую стратегическую инициативу, как НАП («Независимость – Автомобили с пробегом»). Это отдельная структура в рамках «Независимости», благодаря которой около 20% продаж автомобилей дают трейд-ин и комиссия. Мы понимаем, что можем иметь еще больше, и по итогам 2010 года ожидаем продажи на уровне 5 тыс. автомобилей. Фактически, это более чем 50%-ный рост.

– В вашем портфеле ведь есть марки, участвующие в утилизации. Как вы считаете, госэксперимент удался?
– Да, в нашем портфеле под программу подпадают Ford, Volkswagen и Peugeot. Мы считаем, что утилизация – очень правильная инициатива, более того, надо признаться, что ранее мы ее недооценивали. Мы одни из первых участвовали в РОАД, которая занималась разработкой всех техпроцессов по утилизации, но надо признать, что у нас не было понимания масштаба. Если говорить о цифрах, то на данный момент продажи по программе утилизации по каждому из наших брендов составляют от 10 до 15%. У Ford в некоторые месяцы было 20% от всех продаж, по Peugeot – около 10%, но если бы производитель был готов, как все остальные, они продали бы больше – Peugeot 308 шикарная машина, честно. Марка просто присоединилась к программе достаточно поздно, и поэтому 10-11% – это очень хороший показатель. По VW цифры совсем другие, модели, участвующие в программе, Tiguan в частности, достаточно дорогие, и потенциальный клиент сразу не готов отдать миллион рублей. Здесь надо отметить, что производитель играл очень большую роль в том, чтобы программа работала. Все, что касается переводов платежей, и Ford, и VW организацию всего этого брали на себя – и Peugeot, кстати, тоже. Все очень синергически между собой работали – для нас это тоже плюс.

– Каков ваш прогноз по продажам новых легковых автомобилей по 2010 году, сейчас этот прогноз по-прежнему колеблется от 1,6 до 2 млн...
– Мы пока не пересматривали прогноз, наши ожидания были на уровне 1,6 млн автомобилей. С такими темпами и достаточно большим ростом рынка – 15%, если сравнивать с прошлым годом, мы видим, что рынок вернется на уровень 2008 года не ранее 2013-2014 года.

Елена Костякова