branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский авторынок молится на старые машины

Несмотря на эффект от программы утилизации, российский авторынок пока в минусе. Однако эксперты уверены, что эксперимент все же благотворно скажется не только на продажах отечественных авто, но и иномарок – к концу года...
Несмотря на позитивные результаты продаж новых автомобилей в мае (157 937 шт. или +31%), нельзя сказать, что российский рынок полностью оправился от потрясений. Данные цифры показывают прирост по сравнению с прошлым, глубоко кризисным годом, а по сравнению буквально с прошлым месяцем продаваться машин больше не стало. Так, в апреле 2010 года было продано 163 299 автомобилей. По прошествии же первых пяти месяцев 2010 года росийский рынок показывает снижение в 5%. Ситуацию усугубляет дефицит на многие модели, который, впрочем, должен рассосаться ко второму полугодию – так обещают автопроизводители. Программа утилизации, которая будет продлена, еще будет держать рынок “в тонусе”. Таким образом, вполне возможно, удастся закончить год не только в “ноль”, но даже с небольшим приростом, считают эксперты.

Если весь прошлый год мы ежемесячно констатировали сумасшедшее падение рынка, то в 2010 году все проходит относительно более спокойно. Статистика продаж за май, подготовленная АЕБ, продемонстрировала оживление рынка и даже прирост – по сравнению с прошлым годом. Судя по этим данным, на сегодняшний день на российском рынке хорошо себя чувствуют такие компании, как KIA (+41%), Suzuki (+43%), Audi (+28%), Mercedes-Benz (+44), а также китайские марки – Lifan (+44%) и Chery (+133%). Хуже всех, по сравнению с прошлым годом, дела у Mazda (-59%), Geely (-62%), Cadillac (-50%), Dodge (-54%), BYD (-90%), Alfa Romeo (-51%). Отметим, что все последние перечисленные прошлый год распродавали стоки и сейчас переживают дефицит, что, скорее всего, также повлияло на минусовые результаты.

Показательно: несмотря на то что по итогам пяти месяцев многие компании демонстрируют минус, в мае показатели почти у всех неплохие, если не замечательные. Эксперты говорят, что рынок держит в тонусе программа утилизации, даже если на продажи большинства иномарок она влияет очень опосредованно. Например, смена дистрибьютора китайского Lifan, возможно, подстегнула продажи, кроме того, началось массовое производство в Черкесске. Во всяком случае только в мае Lifan продала 463 машины, тогда как в прошлом мае вдвое меньше. Hummer в мае продал еще 104 машины, хотя марка уже фактически ликвидирована. Какие-то остатки продолжает продавать Alfa Romeo: хотя контракт с Major Auto у итальянцев уже истек, в мае в России было продано еще 11 автомобилей (к сожалению, дальнейшие отношения с итальянской маркой президент Major Михаил Бахтиаров прокомментировать отказался). Но самый грандиозный прирост в мае показала запорожская марка Chance (+3255%), хотя в абсолютном значении объемы все же очень малы. Так, в мае компания “Квингруп” продала 1644 автомобиля Chance, тогда как за аналогичный период прошлого года – всего 49 штук...



“Программа утилизации в Европе была запущена в момент распродажи огромных стоков. В России же она совпала с ограниченными объемами произведенных автомобилей, поэтому оказывает немного иной эффект, – прокомментировал нам ситуацию на рынке главный управляющий директор розничного подразделения “Рольф” Сергей Щербинин. – Хотелось бы отметить, что утилизация – только один из факторов, способствовавших оживлению рынка. Ее отмена может оказать влияние на объемы продаж, но рынок оживает и независимо от нее. В частности, сейчас мы наблюдаем оживление в тех сегментах рынка, которые эта программа не охватывает”.

В это время интересно выглядит и тройка лидеров-иномарок, которая держится в подобном составе второй месяц подряд: Chevrolet, Renault и KIA. Ниже спустился Hyundai, еще в марте державшийся на втором месте, ну а Ford и Toyota неожиданно оказались ближе к середине десятки, хотя раньше, помнится, занимали только первые строчки рейтинга. Есть основания полагать, что уже в начале следующего года за первое место смогут побиться две корейские компании, которые поделят на двоих один завод, – а именно KIA и Hyundai. Учитывая темпы развиватия KIA, это будет неудивительно.

Что же касается отечественных авто, почти все они дают огромный прирост в мае – опять же благодаря программе утилизации. Так, Lada за пять месяцев показывает рост всего в 12%, но только в мае ВАЗ увеличил продажи на 62%, реализовав 45 с лишним тысяч автомобилей (учитывая, что все последнее время завод продавал около 27-28 тыс.). Если программа утилизации будет продлена (в Минпромторге на данный момент не готовы комментировать детали), то 2010 год российские компании смогут закончить относительно хорошо.



“Результаты продаж отечественных брендов будут зависеть от программы утилизации, поскольку она прежде всего рассчитана на них, – подтверждает С. Щербинин. – Безусловно, оживление рынка и пусть небольшой, но рост продаж иномарок – это позитивная новость для автомобильных дилеров. Честно говоря, мы ожидали небольшого падения продаж в мае 2010-го относительно апреля – в первую очередь за счет влияния сезонного фактора”.

“Все мы понимаем, – продолжает эксперт, – что объем продаж в этом году будет зависеть не только от потребительского спроса, но и в большей степени от возможности каждого производителя оперативно отреагировать на оживление спроса. То есть их возможности поставить на рынок дополнительные партии автомобилей. Понятно, что текущие объемы поставок были запланированы в конце 2009 – начале 2010 года, когда рынок был вообще непрозрачным”.

Если все получится, как обещают автопроизводители, то, вполне возможно, 2010 год российский рынок переживет все же без серьезных потерь. В “Рольфе” считают, что продажи иномарок в 2010 году окажутся на уровне чуть выше 2009 года (1 465 917 шт.), а рост составит около 5-7%.

Елена Костякова

Материал подготовлен по данным АЕБ