branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Авто становятся сложнее самолетов

Если раньше все ограничивалось единственным аналоговым прибором – спидометром, то современные технологии позволяют не только выводить множество показателей, но и делать это разными способами...
Авто становятся сложнее самолетов
Авто становятся сложнее самолетов
Модное сегодня слово интерфейс относится не только к внешнему виду программной оболочки нового мобильного телефона или операционной системы. В не меньшей степени проблемы считывания информации связаны с любой отраслью деятельности человека. Автомобили, конечно, исключением не являются. Если раньше все ограничивалось единственным аналоговым прибором – спидометром, то современные технологии позволяют не только выводить множество показателей, но и делать это разными способами.

Сегодня уже классически выглядит такая компоновка приборов на центральной панели, когда в большие окружности вписаны стрелки спидометра и тахометра, а уровню топлива в баке и температуре охлаждающей жидкости соответствуют приборы поменьше. Нередко производители комплектуют свои автомобили небольшим ЖК-дисплеем, который обладает большей гибкостью относительно выводимых данных, но и времени для восприятия их человеком требуется больше. Все это приводит к довольно логичному вопросу: разве не придумали дизайнеры и инженеры ведущих автомобильных компаний что-то более современное?

Придумали. Первым, до чего додумались автопроизводители, был цифровой спидометр. Разумеется, имеется в виду отображение показаний скорости, а не способ ее расчета. Тут все почти как с часами: кому-то гораздо больше нравятся аналоговые, другие уже давно привыкли к цифровым. Показания последних выделяются более точной индикацией. Зачастую из тахометра также пытаются “выкинуть” стрелку, но все ограничивается добавлением подсвечиваемых секторов разного цвета окраски: от зеленого до красного. Но едва ли этот способ кардинально отличается от привычного. Подобные цифровые приборы начали появляться еще в 80-х годах прошлого века. Примерами внедрения могут служить Opel Kadett GSi, редкие модели Volkswagen, некоторые американские автомобили.

Бывает и так, когда все приборы полностью заменены большим ЖК-дисплеем. Так сделали, например, в представительском седане Mercedes-Benz S-Class . Что ж, немцы никогда не экономили на внедрении новых технологий, но оставались консервативны. Использование единого монитора накладывает значительную нагрузку сразу на несколько систем: обработка информации, надежность. Все это ведет к удорожанию продукции. Покупатели S-Class обычно не отличаются скупостью, что позволяет внедрить большой ЖК-дисплей в качестве замены всем аналоговым приборам. Главная изюминка решения от Mercedes – отображение всех показаний в привычном, классическом виде. Таким образом, совмещаются два важных качества: инновационные технологии и традиционный внешний вид. Плюс ко всему появляется возможность конфигурировать приборы под личные вкусы и предпочтения: выбирать размер, цвет и прочие параметры графики.

По точно такому же пути развиваются модели Range Rover и новейший Jaguar XJ – большой монитор вместо приборов весьма удобен. Разработкой приборного щитка этих британских автомобилей занималась компания Visteon. На популярной выставке достижений электроники CES 2010 (Consumer Electronics Show), которая прошла совсем недавно в Лос-Анджелесе, Visteon представила несколько концептов. Один из них имеет встроенную непосредственно в щиток инфракрасную камеру, которая следит, не заснул ли водитель. В экстренном случае на аудиосистему подается громкий звуковой сигнал. Еще один концепт призван полностью заменить еще и переднюю панель вместе с магнитолой и блок климат-контроля. Вместо всего этого будет единый ЖК-дисплей и несколько рядов сенсорных кнопок, подсветка которых активируется по мере приближения руки водителя.

Постепенно количество базовых приборов современного автомобиля увеличивается. Водители все чаще не могут обойтись без навигационной системы. Если подобная опция входит в число заводского оборудования, то информационный дисплей зачастую располагают в середине центральной панели, рядом с блоком климатической установки и аудиосистемы. Разработчики Porsche Panamera решили, что будет вполне уместно вписать навигацию в один из “колодцев”, прямо по соседству со спидометром и тахометром. Смотрится такое решение пока довольно непривычно. Но вполне вероятно, что подобная идея уже в ближайшем будущем будет подхвачена  производителями более бюджетных автомобилей. Кстати, на “круглый” ЖК-дисплей Panamera можно вывести и иную важную информацию.

Все рассмотренные щитки приборов довольно стандартны: они спрятаны за рулевым колесом. Водителю приходится постоянно отвлекаться от дороги, переводя взгляд с асфальтового полотна на показания датчиков. Чтобы отчасти уменьшить влияние этого фактора на обострение дорожной обстановки, в некоторых автомобилях уже сегодня используется проекция графики на лобовое стекло. К их числу относится новый седан BMW 5-Series. Пока что таким образом отображаются только показания спидометра. Впрочем, этого вполне достаточно, чтобы снизить количество обращений к основным приборам. Фирменная технология называется Head-Up Display. Эта технология уже проникла и в массовый сегмент автомобилей – Peugeot 3008 выводит скорость, правда, не на лобовое стекло, а на специальную прозрачную панель, расположенную практически у нижней кромки лобового стекла. Воспринимается такая информация даже периферийным зрением.

Рассмотрев все блага современной автомобильной техники, мы совершенно забыли о мотоциклистах. Казалось бы, что для их двухколесных коней и придумывать нечего, точнее, некуда. Так и есть. Но это вовсе не означает, что о байкерах забыли совсем. Компания Recon Instruments занимается разработкой очков для сноубордистов. И все ничего, если бы им однажды не пришла в голову идея разместить небольшой дисплей непосредственно в стекле. На нем можно отображать немного информации. Как раз для показаний спидометра. Уникальные мотоциклетные очки поступят в продажу осенью 2010 года по примерной стоимости $400.

Рассмотренные системы уже давно поступили в серию. Но что же нас ждет в будущем? Дать однозначный ответ не могут даже астрологи, однако о некоторых разработках уже известно. Например, в недрах General Motors задумались о создании достаточно многофункциональной системы, которая будет информировать водителя об опасностях и помогать в сложной ситуации. Один из самых красноречивых примеров – индикация краев дорожного полотна в условиях плохой или ограниченной видимости. При вождении в плохую погоду, дождь или туман возникает опасность, связанная с выездом на полосу встречного движения или съездом с дороги. Чтобы избежать подобных инцидентов, на ветровом стекле будущих автомобилей GM предполагается подсвечивать контур дороги. Функционирует технология по следующей схеме. С помощью ряда камер бортовой компьютер автоматически определяет край асфальтового покрытия. Но сама по себе эта информация достаточно бесполезна, необходимо еще донести ее до водителя. Этим целям служит специальный материал – люминофор, расположенный непосредственно в ветровом стекле. В обычном состоянии он невидим человеческому глазу, однако при подаче на него энергии люминофор может светиться в определенном спектре световых волн. Такой энергией может быть луч лазера. Финальным компонентом системы являются внутрисалонные сенсоры, определяющие положение головы водителя средствами идентификации координат ряда контрольных точек на лице. Остается только собрать все звенья в единую цепь: подсветить люминофорную линию в соответствующем месте ветрового стекла.

Инновационная разработка General Motors может выполнять и некоторые дополнительные функции. Например, распознавать дорожные знаки. Сделать это просто, так как технологией Opel Eye уже владеет новый седан Opel Insignia. Однако полноценной реализации описанной системы в ближайшую пару лет можно даже не ждать: отвечающий за проект Томас Седер озвучил дату интеграции в серийном автомобиле. При лучшем стечении обстоятельств это будет 2016 год.

Технологии не стоят на месте. Создатели автомобилей придумывают все новые способы подачи важной информации водителю. Зачастую это не более чем очередное украшение. Но периодически старания автопроизводителей направлены на обеспечение безопасности движения. В любом случае нас ждет красивое и безопасное автомобильное будущее.

Александр Шаронов