Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Россиян планируют пересадить на модные электромобили

Спасение автопрома в России становится темой не только актуальной, но и модной. Электромобили – новый тренд российского автопрома, где Lada Priora до недавнего времени считалась апофеозом инженерной мысли...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Россиян планируют пересадить на модные электромобили
Россиян планируют пересадить на модные электромобили 
Громкие заявления о начале производства каких-нибудь экзотических автомобилей еще со времен “покупки” Opel начали использоваться для эффективного пиара. Чем чаще говорить о том, что вот-вот начнешь выпускать новый автомобиль, тем больше внимания со стороны бизнес-партнеров и политической элиты, которое можно использовать в своих целях. Пока именно так воспринимается новость о том, что группа компаний ОНЭКСИМ начнет собирать электромобили на мощностях питерской компании по производству тягачей “Яровит Моторс”. Создание электромобиля, который даже в продвинутой Европе в большинстве случаев рассматривается преимущественно как гаджет, в России выглядит настоящей утопией.

Напомним, на прошлой неделе глава ОНЭКСИМа Михаил Прохоров проинформировал премьер-министра РФ Владимира Путина о проекте по производству малобюджетного городского автомобиля. Речь шла об электрокаре, на разработку которого могло бы потребоваться около двух лет. Объем производства не назывался, стоимость автомобиля была озвучена на уровне $8-9 тыс. Планируется, что эти электромобили будут производиться на заводе “Яровит” (Санкт-Петербург), который принадлежит другу М. Прохорова Андрею Бирюкову. Предполагается, что данный проект может быть запущен под зимнюю Олимпиаду в Сочи в 2014 году. Тема успела получить большую огласку и фактически заручилась молчаливым одобрением чиновников. Несмотря на то что детали проекта пока не озвучены, по мнению министра промышленности и торговли Виктора Христенко, возврат инвестиций в производство будет достигнут после продажи 600 тыс. таких машин.

Отметим, что общая концепция развития российского автопрома – 2020 уже долгое время находится на доработке и до сих пор не утверждена. Сама по себе тема электрокаров не тупиковая, однако даже в Европе с ее огромным опытом в автомобилестроении транспортные средства, работающие на электричестве, большого распространения пока не получили – главным образом из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Даже если “Яровит Моторс” удастся построить машину, создание системы уличных “розеток” в России на данном этапе эксперты находят невозможным.

Во-первых, в то время как автозаводы практически целиком живут за счет государственных дотаций, а производители автокомпонентов один за другим разоряются, создание нового производства – слишком дорогое удовольствие. По оценке начальника аналитического управления УК “Капитал” Сергея Карыхалина, для создания производства полного цикла объемом 100-200 тыс. штук в год необходимо порядка $300-500 млн. С ним согласен и ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. “Назывался объем инвестиций в 100 млн евро, однако это может быть лишь начальная сумма инвестиций, а всего придется потратить порядка 500 млн евро. Объем производства не назывался, но понятно, что, чтобы окупить такие инвестиции, производство должно составлять десятки, если не сотни тысяч машин в год”.

Между тем, даже если предположить, что питерские инженеры , специализирующиеся на грузовой технике, в течение двух лет смогут наладить выпуск модного электрокара, российские условия не оставляют и шанса для его эксплуатации.

“Создание бюджетного электромобиля не потребует больших инвестиций. В отличие от обычного автомобиля, здесь не требуется разработки двигателя, на что уходит львиная доля средств, – считает аналитик УК “Ингосстрах-Инвестиции” Евгений Шаго. – Большая часть средств пойдет на создание сборочного производства, это $150-200 млн, если речь идет о выпуске примерно 100 тыс. машин в год. В зависимости от серии стоимость такого автомобиля будет разной: при единичном производстве речь может идти и о $50-80 тыс. долларов, при массовом цена упадет и до планируемых $8-10 тыс. Однако создание инфраструктуры под такой автомобиль в России выглядит нереальным, Электромобили требуют создания сети парковок с возможностью зарядки аккумуляторов, в то время как в Москве не решена проблема и с обычными парковками”.

Отметим, что наработки по электрокарам уже давно имеются в распоряжении АвтоВАЗа, пользующегося благосклонностью властей, однако до их претворения в жизнь время так и не дошло. Одним из вариантов проекта ОНЭКСИМа некоторые эксперты видят поиск стратегического партнера и выпуск автомобиля под известным мировым брендом с использованием местного кузова и закупкой всей “начинки” за рубежом. Другие настроены совсем скептически, полагая, что у России и на это мозгов не хватит. Люди, знакомые с презентацией проекта “Яровит”, называют его утопией, так как большинство необходимых для производства узлов в России не производятся. Отметим, что аналогичные проекты уже заявлялись различными промышленными группами в Иркутской, Самарской областях, но пока активного отклика у местных властей не получили.

Единственный путь развития этой ниши, считают эксперты, это прямое участие государства, у которого пока вполне хватает проблем с АвтоВАЗом. “Плюс к этому часть потребителей должны стать более ответственными с экологической точки зрения и выбирать электромобиль сознательно, – комментирует Д. Баранов. – Мировое производство электромобилей не является массовым, и если уж и будут автопроизводители удовлетворять спрос на них, то в первую очередь в развитых странах, где и общество уже настроено на их эксплуатацию и есть или создается соответствующая инфраструктура. А у нас нет ни того ни другого, а к тому же и обычными авто наш рынок не насыщен, так что нам до массового перехода на электромобили очень далеко. Прошлой весной на АвтоВАЗе Путину демонстрировали концепты электромобилей и предлагали использовать их на Олимпиаде в Сочи. Акционер Волжского завода Renault говорил, что готов рассмотреть вариант производства электромобилей на АвтоВАЗе, но лишь после реструктуризации предприятия. Но пока это скорее планы отдаленного будущего”.

Отметим, что в такой, казалось бы, ответственный момент гендиректор “Яровит Моторс” Андрей Бирюков ушел в отпуск – в компании рассказали, что до 9 февраля 2010 года (именно в это время А. Бирюков должен выйти из отпуска) никаких комментариев на тему нового производства не будет, отметив при этом, что вся информация по данному поводу вообще исходила от пресс-службы премьер-министра. К слову, президент ОАО “АвтоВАЗ” Игорь Комаров также отказался говорить на тему перспективы производства ровно до 8 февраля. В самое ближайшее время должно определиться будущее российкого автопрома, и все ждут утверждения концепции, а пока никто не мешает делать ставки и строить далеко идущие планы.

Елена Костякова