Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Летающая “Волга” – последняя из легенд автопрома

Несмотря на то что многие успели похоронить Volga Siber, группа “ГАЗ” заявила, что намерена и дальше собирать свою “американскую” модель. План на первую половину 2010 года – собрать еще 2500 автомобилей. После этого ГАЗу, возможно, придется искать нового стратегического инвестора...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Volga Siber
Volga Siber 
Автомобиль “Волга” рискует остаться в сердцах россиян единственным легковым автомобилем Горьковского автозавода. Самой первой “Волге” суждено стать легендой российского автопрома и играть в российских киноблокбастерах роль супермашины. В жизни ГАЗу не удалось построить востребованный массовый легковой автомобиль на мощностях нового автозавода, купленного у американцев, и реанимации Volga Siber так и не случилось.

Проект по сборке автомобиля Volga Siber (в прошлом Chrysler Sebring) в следующем году рискует все-таки закрыться. У компании до сих пор остаются машинокомплекты, которые она не может собрать и распродать, так как на автомобиль представительского класса на рынке нет спроса. Еще в марте уходящего года представители компании говорили, что не видят причин для ухода из сегмента легкового автомобилестроения, и собирались продать 8 тыс. автомобилей Siber. Именно на эту модель делалась ставка после приобретения детройтского завода Sterling Heights Automotive Plant, за который было отдано около $300 млн. Проектные мощности на первом этапе должны были составить 100 000 автомобилей в год. Продажи начались в марте 2008 года, однако реальные показатели компании оказались куда как ниже запланированных объемов производства.

По данным источников, близких к заводу, за 2008-2009 гг. было произведено всего 3989 автомобилей Volga Siber (в том числе в 2009 г. – 1940 шт.), из них в комплектации “комфорт” – 2510 шт., в комплектации “люкс” – 1479 шт. Продано было и того меньше: 3924 автомобиля (в том числе в 2009 г. – 2165 шт.). Таким образом, за полтора года было собрано и продано менее 4000 автомобилей. Учитывая, что только в 2009 году собирались продать 8 тыс автомобилей, скорее всего, машинокомплектов хватит до конца 2010 года, а может, и дольше. За это время нужно будет определиться, что делать с мощностями, которые в настоящее время не загружены.

Начиная с весны этого года ГАЗ занимается сборкой автомобилей по заказам дилеров и спецслужб. Сейчас, по сообщению завода, заканчивается исполнение двух крупных контрактов на поставку автомобилей Volga Siber: 268 автомобилей для МВД и 269 машин для МЧС России. Между тем от частных лиц запросов поступает мало. На заводе с завидным упорством не стремятся разнообразить маркетинговую активность и делают акцент на том, что цена Volga Siber и так гораздо ниже стоимости аналогов в классе E (от 498 400 до 568 300 рублей). Несмотря на то что автомобиль Siber у дилеров можно найти довольно нерегулярно, перед Новым годом автомобили в наличии есть. В торговом доме ГАЗ сообщили, что в наличии есть обе комплектации (“комфорт” и “люкс”) и любой цвет на выбор. В это время источники из Нижнего Новогорода, занятые в сфере автокомпонентов, сообщают, что тема Siber практически закрыта, а те, кто был занят в логистике (доставка запчастей и оборудования из США), потихоньку перестраиваются на новые проекты, ищут работу и уже свыклись с мыслью о том, что дальнейшего развития Siber не будет.

Так что судьба ГАЗа как производителя легковых автомобилей в краткосрочной перспективе, кажется, ясна. Возможно, площадка по сборке Chrysler Sebring в свое время могла бы заинтересовать самого Серджио Маркионне, однако, как мы убедились, Россия никак не фигурировала в пятилетнем плане развития Chrysler LLC и российский рынок не является для новообразованной компании стратегическим. К тому же, в то время пока банкротились дружественные “американцы”, ГАЗ делал акцент на сотрудничестве с GM , в частности Opel, за которую боролся тот же Маркионне. После срыва сделки с Opel GM поспешил объявить, что останется партнером Горьковского автозавода, однако о конкретных проектах обе стороны предпочитают не распространяться. Тем не менее в ближайшее время российской компании придется определиться с планами в секторе легкового автомобилестроения, хотя сейчас, в условиях кризиса, найти партнера практически нереально.

“Свои легковые модели выпускать ГАЗу смысла нет, это дорого и требует опыта, – комментирует ситуацию аналитик “ВТБ Капитал” Владимир Беспалов. – Если во время бума на рынке они еще могли на что-то рассчитывать, то сейчас перспектив у Siber нет тем более. Проект достаточно дорогой, так как штамповку приходится покупать за границей, плюс сказалось неправильное позиционирование на рынке. Рынок плохой, и мы видим, что в следующем году лучше не будет. Однако как только рынок начнет расти по 20% в год, автопроизводители, скорее всего, подтянутся, а газовские мощности могут быть кому-то интересны. Пока же говорить о сборке легковых автомобилей на ГАЗе смысла я не вижу”.

Елена Костякова