branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Летающая “Волга” – последняя из легенд автопрома

Несмотря на то что многие успели похоронить Volga Siber, группа “ГАЗ” заявила, что намерена и дальше собирать свою “американскую” модель. План на первую половину 2010 года – собрать еще 2500 автомобилей. После этого ГАЗу, возможно, придется искать нового стратегического инвестора...
Volga Siber
Volga Siber
Автомобиль “Волга” рискует остаться в сердцах россиян единственным легковым автомобилем Горьковского автозавода. Самой первой “Волге” суждено стать легендой российского автопрома и играть в российских киноблокбастерах роль супермашины. В жизни ГАЗу не удалось построить востребованный массовый легковой автомобиль на мощностях нового автозавода, купленного у американцев, и реанимации Volga Siber так и не случилось.

Проект по сборке автомобиля Volga Siber (в прошлом Chrysler Sebring) в следующем году рискует все-таки закрыться. У компании до сих пор остаются машинокомплекты, которые она не может собрать и распродать, так как на автомобиль представительского класса на рынке нет спроса. Еще в марте уходящего года представители компании говорили, что не видят причин для ухода из сегмента легкового автомобилестроения, и собирались продать 8 тыс. автомобилей Siber. Именно на эту модель делалась ставка после приобретения детройтского завода Sterling Heights Automotive Plant, за который было отдано около $300 млн. Проектные мощности на первом этапе должны были составить 100 000 автомобилей в год. Продажи начались в марте 2008 года, однако реальные показатели компании оказались куда как ниже запланированных объемов производства.

По данным источников, близких к заводу, за 2008-2009 гг. было произведено всего 3989 автомобилей Volga Siber (в том числе в 2009 г. – 1940 шт.), из них в комплектации “комфорт” – 2510 шт., в комплектации “люкс” – 1479 шт. Продано было и того меньше: 3924 автомобиля (в том числе в 2009 г. – 2165 шт.). Таким образом, за полтора года было собрано и продано менее 4000 автомобилей. Учитывая, что только в 2009 году собирались продать 8 тыс автомобилей, скорее всего, машинокомплектов хватит до конца 2010 года, а может, и дольше. За это время нужно будет определиться, что делать с мощностями, которые в настоящее время не загружены.

Начиная с весны этого года ГАЗ занимается сборкой автомобилей по заказам дилеров и спецслужб. Сейчас, по сообщению завода, заканчивается исполнение двух крупных контрактов на поставку автомобилей Volga Siber: 268 автомобилей для МВД и 269 машин для МЧС России. Между тем от частных лиц запросов поступает мало. На заводе с завидным упорством не стремятся разнообразить маркетинговую активность и делают акцент на том, что цена Volga Siber и так гораздо ниже стоимости аналогов в классе E (от 498 400 до 568 300 рублей). Несмотря на то что автомобиль Siber у дилеров можно найти довольно нерегулярно, перед Новым годом автомобили в наличии есть. В торговом доме ГАЗ сообщили, что в наличии есть обе комплектации (“комфорт” и “люкс”) и любой цвет на выбор. В это время источники из Нижнего Новогорода, занятые в сфере автокомпонентов, сообщают, что тема Siber практически закрыта, а те, кто был занят в логистике (доставка запчастей и оборудования из США), потихоньку перестраиваются на новые проекты, ищут работу и уже свыклись с мыслью о том, что дальнейшего развития Siber не будет.

Так что судьба ГАЗа как производителя легковых автомобилей в краткосрочной перспективе, кажется, ясна. Возможно, площадка по сборке Chrysler Sebring в свое время могла бы заинтересовать самого Серджио Маркионне, однако, как мы убедились, Россия никак не фигурировала в пятилетнем плане развития Chrysler LLC и российский рынок не является для новообразованной компании стратегическим. К тому же, в то время пока банкротились дружественные “американцы”, ГАЗ делал акцент на сотрудничестве с GM , в частности Opel, за которую боролся тот же Маркионне. После срыва сделки с Opel GM поспешил объявить, что останется партнером Горьковского автозавода, однако о конкретных проектах обе стороны предпочитают не распространяться. Тем не менее в ближайшее время российской компании придется определиться с планами в секторе легкового автомобилестроения, хотя сейчас, в условиях кризиса, найти партнера практически нереально.

“Свои легковые модели выпускать ГАЗу смысла нет, это дорого и требует опыта, – комментирует ситуацию аналитик “ВТБ Капитал” Владимир Беспалов. – Если во время бума на рынке они еще могли на что-то рассчитывать, то сейчас перспектив у Siber нет тем более. Проект достаточно дорогой, так как штамповку приходится покупать за границей, плюс сказалось неправильное позиционирование на рынке. Рынок плохой, и мы видим, что в следующем году лучше не будет. Однако как только рынок начнет расти по 20% в год, автопроизводители, скорее всего, подтянутся, а газовские мощности могут быть кому-то интересны. Пока же говорить о сборке легковых автомобилей на ГАЗе смысла я не вижу”.

Елена Костякова