branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Некоторым иномаркам Россия оказалась не по зубам

Частные импортеры иномарок в наши дни фактически обречены. Работа через посредника диктует завышенные цены и создает проблемы с доставкой запчастей. Особенно пострадали слабые игроки, которые не успели развиться до кризиса...
Некоторым иномаркам Россия оказалась не по зубам
Некоторым иномаркам Россия оказалась не по зубам
Кризис не прошел даром ни для одной автомобильной компании, особенно пострадали слабые игроки, которые не успели развиться на российской площадке до кризиса. Частные импортеры сдаются один за другим: Hyundai, KIA, Mitsubishi, однако компания SEAT, входящая в состав концерна VW, все еще отказывается начинать самостоятельные продажи на российском рынке. Возрождение марки в России, которое планировала завершить польская компания “Иберия Мотор”, удается слабо. Пока идет кризис, SEAT не только не увеличивает дилерскую сеть и не наращивает продажи в России, но рискует потерять даже действующих дилеров.

Компания “Иберия Мотор Рус”, являющаяся дочкой польского автохолдинга Iberia Motor Capital Group (эксклюзивного дистрибьютора марки SEAT в Восточной Европе) вынашивала довольно амбицизные планы по возрождению испанской марки, которую здесь уже пытались продавать дилеры-энтузиасты в 2003-2005 гг. В 2007 году марка SEAT вернулась в Россию , но в 2008 году доля компании составляла всего 0,1%. В 2009 году SEAT собиралась увеличить ее до 0,2% – примерно 5 тысяч автомобилей, расширив при этом дилерскую сеть c 22 до 35 точек. Как итог: дилерская сеть сократилась до 21 дилера, а продажи по итогам десяти месяцев составили всего 801 автомобиль, что на 59% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1951 шт.). Весомой потерей стал уход от SEAT его “лучшего дилера”, который давал наибольшие объемы продаж, – компании “Фаворит Моторс”.

На примере SEAT видно, что частные импортеры в наши дни фактически обречены. Работа через посредника диктует завышенные цены и создает проблемы с доставкой запчастей. Дилеры, видевшие перспективность SEAT несколько лет назад, пытались повлиять на ситуацию, но безрезультатно. В уходящем году они еще раз убедились, что Россия не входит в стратегические интересы испанской марки.

Еще в августе четыре крупнейших дилера SEAT (Москва, Питер, Тольятти, Сургут) написали производителю письмо, где интересовались планами компании по самостоятельному выходу на российский рынок. В письме они выражали неудовольствие работой через польского импортера, а также предлагали пересмотреть дилерскую маржу (3-3,5%). В качестве альтернативы российские дилеры предлагали производителю ввести институт прямых дилеров, то есть осуществлять поставки российским дилерам напрямую с завода. Таким образом, автопродавцы смогли бы экономить на марже импортера (5%) и имели бы маржу в размере 8-9%.

“Мы готовы были производить оплату на завод сами, так как с нашими запросами импортер просто не справлялся, – рассказывает президент ГК “Фаворит Моторс” Владимир Попов. – Мы не собирались брать на себя функции импортера, но обратившиеся дилеры, полагаю, могли бы полагаться на нашу финансовую помощь. Когда мы начинали бизнес с польским импортером два года назад, нам было четко обещано, что SEAT придет в Россию либо в составе “Фольксваген Груп Рус” (ФГР), либо самостоятельно. Но на российском рынке далеко не каждый дилер из другой страны может отвечать формату странового импортера. На этапе становления и роста это может иметь место как переходный период, но и то – при условии постоянного роста рынка. Такой период длится, как правило, один-два года. По прошествии двух лет мы задали вопрос: а что дальше? Денег на продвижение марки, очевидно, нет и не будет, эффективно работающий центральный склад запасных частей не создан (большинство запчастей мы заказываем по имеющемуся собственному коду дилера ФГР), обучением персонала занимаемся сами, адекватного нашим потребностям склада автомобилей нет, маржа дилера стремится к нулю, бонусы не выплачиваются. На мой взгляд, частный импортер, каким бы он ни был хорошим, в принципе не может эффективно работать в масштабах такого рынка, как российский”.

В конечном итоге в начале осени “Фаворит Моторс” приняла решение прекратить контракт с польским импортером, впрочем, другие участники петиции предпочли остаться с SEAT. “Иберия” же на действия своих российских партнеров обиделась. Хотя, по данным участников событий, убытки компании на российском рынке давно превысили 5 млн евро. Как жалуются дилеры, у импортера имеется задолженность по гарантийному сервису, что, впрочем, станет головной болью не дилеров, которые отнюдь не горят желанием выполнять гарантийный ремонт, а автовладельцев. “Иберия”, вероятно, и сама недовольна тем, как идут дела, иначе зачем было почти полностью менять состав российского офиса? Возможно, сделать испанские автомобили доступнее могла бы локализация, однако ФГР пока не касается данной темы, хотя группа уже приступила к сборке Audi в Калуге и даже объявила, что готовится начать самостоятельный импорт люксовых марк Bentley/Bugatti/Lamborghini, которые сегодня импортирует компания Mercury. Впрочем, для того чтобы производство SEAT стало рентабельным, необходимо иметь объем продаж как минимум на уровне 20 тысяч автомобилей в год, говорят эксперты. К таким показателям с сегодняшним продвижением компании нужно будет стремиться долгие годы.

Тем не менее в “Иберии” обещают, что в следующем году машины все-таки станут доступнее. “Изменения в ценовом позиционировании SEAT на российском рынке будут видны уже в 2010 г., – комментирует ситуацию генеральный директор “Иберия Мотор Рус” Александр Иванов. – Автомобили SEAT будут находиться в своей ценовой категории, предложение станет адекватным рынку”. Среди новинок 2010 года рейстайлинговые Leon и Altea, Altea XL, Altea Freetrack. Новые модификации появятся у Leon и Altea, Altea XL – 1,4 TSI (125 л.с.), 1,8 TSI (160 л.с.), для Leon – FR 2,0 TFSI (211 л.с.), Altea Freetrack (4WD 6 DSG 2,0 TFSI 211 л.с.), Ibiza FR и Ibiza Cupra. Объем продаж на 2010 год запланирован на уровне 2 тысяч автомобилей – хотя столько компании не удавалось продать здесь даже в докризисный период.

Елена Костякова