branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Три сценария будущего для АвтоВАЗа

Несмотря на то что приближается пятая годовщина правления московских хозяйственников на АвтоВАЗе, четкой стратегии развития на заводе так и не появилось. Аналитическое агентство “Автостат” построило три сценария развития событий вокруг Волжского автогиганта...
Три сценария будущего для АвтоВАЗа
Три сценария будущего для АвтоВАЗа
Тольяттинские аналитики неслучайно волнуются: на кону судьба целого города. Если до начала строительства АвтоВАЗа в 1967 году в Тольятти проживало менее 80 тысяч человек, то за сорок лет численность населения увеличилась в десять раз. Сейчас в Тольятти проживает чуть больше 721 тыс. человек, почти все они так или иначе связаны с АвтоВАЗом. Как отмечают в агентстве “Автостат”, экономику города условно можно поделить на четыре сегмента: АвтоВАЗ, бизнес-партнеры завода, “северный промузел” и предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города. До сих пор городской бюджет на 40% наполняется налоговыми начислениями с АвтоВАЗа, еще 25-30% приходит от предприятий, так или иначе зависящих от него.

Пока чиновники думают, что делать с заводом и городом, готовят режим ОЭЗ и новую инвестпрограмму, по итогам трех кварталов 2009 года ВАЗ опять показал колоссальный убыток в размере 19,7 млрд рублей. Дилеры продолжают разоряться, объемы продаж падают, в октябре продажи Lada снизились еще на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по итогам десяти месяцев – на 44%. Аналитики дают понять, что во всем виноваты московские управленцы, отмечая в своем отчете, что в 2008 году “наиболее грамотные автопроизводители” достаточно быстро отреагировали на кризис и скорректировали свои производственные программы, в то время как ВАЗ долгое время работал на склад, а обе его антикризисные программы не получили развития. Как отмечают “автостатовцы”, ситуация вокруг АвтоВАЗа на сегодняшний день достаточно запутанна, поскольку заводом управляют три группы собственников, чьи интересы слабо пересекаются. Больше всего от постоянной ротации менеджеров на сегодняшний день страдают система закупок и сбыт.

Если откинуть перспективу банкротства, которая на данном этапе весьма вероятна, у завода есть три сценария развития, говорит “Автостат”. Первый предполагает, что собственником на заводе все-таки станет Renault, хотя французы заявляют, что им пока хватает и 25%-ного блокпакета. В данном случае на рынке будет расти доля автомобилей Renault/Nissan, а доля марки Lada будет снижаться. Второй сценарий – контроль над заводом, который и так сегодня функционирует за счет государственных денег, все-таки отойдет государству . Наконец, третий сценарий предполагает консолидацию сил, некий компромисс с принятием решения, которое было бы выгодно всем. Сохранить ВАЗ, марку Lada, персонал и город в целом возможно, ведь фактически ВАЗ сегодня – единственное настолько крупное предприятие в России, говорят аналитики, ориентированное не на нефтегазовый сектор, а на потребительский рынок. Несмотря на сокращения, завод сохраняет сильнейшую инженерную базу, которая, кстати, вызывает интерес во всем автомобильном мире. Поэтому, чтобы спасти завод, необходимо срочно провести модернизацию мощностей и оборудования.

Без старых вазовских кадров и грамотных иностранных менеджеров завод уже просто не вытянуть, считают тольяттинцы. Три составляющие успеха спасения ВАЗа – это эффективная команда менеджеров, государcтво и иностранный партнер. Среди первостепенных задач – быстрый вывод завода на уровень операционной безубыточности, агрессивная маркетинговая политика, сокращение затрат. На данном этапе нужно сделать все, чтобы увеличить его долю рынка с 25-26% как минимум до 35-36% и уже в следующем году получить объем производства на уровне 550-600 тыс. автомобилей в год. Для этого потребуется провести аудит дилерской сети, начать процесс расширения дилерской сети за счет небольших дилеров для дальнейшего проникновения в регионы, пересмотреть схему отношений с дилерами, позволив им зарабатывать на допоборудовании и тюнинге. Марка Lada все еще оставляет в себе большой потенциал, однако, чтобы поднять продажи, необходимо по всем семействам автомобилей сделать базовые комплектации, которые можно было бы считать бюджетными.

Неразбериха с АвтоВАЗом заставляет и его непосредственных партнеров продолжать искать пути выхода из кризиса. В качестве стороних менеджеров продолжает себя двигать группа “СОК”, которая остается крупнейшим поставщиком завода. Она распространила заявление, что подготовила обновленную антикризисную программу для ВАЗа, призывая всех желающих с ней ознакомиться. Среди новых предложений: доработка и запуск “проекта С”, создание на базе ВАЗа конкурентоспособного автопроизводителя с долей рынка 50% (сам ВАЗ как таковой уже в этом качестве не рассматривается), разработка и запуск программы развития российских поставщиков комплектующих, превращение АвтоВАЗа в глобальную компанию.

Показательно, что АвтоВАЗ в это время продолжает создавать видимость активной работы. Вчера компания объявила о выводе на рынок двух новых версий Lada Kalina – только отнюдь не “лоу-кост” и не бюджетные варианты, напротив, речь идет о более мощных моторах и дополнительных опциях. Как сообщает завод, с 16 ноября начат выпуск хэтчбеков Lada Kalina, оснащенных 1,6-литровым 16-клапанным мотором мощностью 98 лошадиных сил. Этот двигатель появился на семействе с освоением мелкосерийной модели Lada Kalina Sport 1.6. Стоить такой хэтчбек в комплектации “люкс” будет 322 557 рублей. Еще одна новая комплектация Lada Kalina – “'норма”' с климатической системой и антиблокировочной системой тормозов. Сейчас в ней выпускаются хэтчбек (296 829 рублей) и универсал (301 593 рубля) с 1,4-литровыми 16-клапанными моторами.

Елена Костякова