Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Kак заработать миллиарды на электромобилях
Kак заработать миллиарды на электромобилях
Статьи 22 октября 2009
Статьи 22 октября 2009
Kак заработать миллиарды на электромобилях
Том Лейн, вице-президент Nissan Motor по производственной стратегии и планированию, рассказал о настоящих целях компании и о своем визите на АвтоВАЗ...
Nissan будет первым на рынке электромобилей 
Компания Nissan может получить вторую сборочную площадку в России. Летом этого года она открыла собственный завод под Санкт-Петербургом, а осенью вдруг “всплыла” в бизнес-плане АвтоВАЗа. Несмотря на то что топ-менеджмент Nissan, в отличие от руководства ВАЗа, пока воздерживается от официальных комментариев, похоже, японцы все-таки получат прописку в Тольятти. По словам исполнительного вице-президента Nissan Motor Колина Доджа, “больше 50%, что это произойдет”. В настоящее время компания занимается изучением всех сопутствующих вопросов, в первую очередь возможностью локализации производства. Как объяснил г-н Додж, речь идет о сборке на АвтоВАЗе автомобилей Nissan на платформе Renault Logan в объеме 50–70 тыс. автомобилей в год.

На домашней территории, во время Токийского автосалона – 2009, другой топ-менеджер, вице-президент по стратегии и планированию продуктовой линейки Nissan Томас Лейн рассказал корреспонденту AutoNews.ru о настоящих планах Nissan и о впечатлениях от Волжского автозавода, где он находился с рабочим визитом.

– На автосалоне в Токио вы представили новую V-платформу и сказали, что машины на ее основе будут производиться на пяти заводах, из которых пока утверждены только три. Есть шанс, что V-платформа уйдет на российский завод Nissan?

– Мы озвучили, что тремя заводами станут Индия, Китай и Таиланд. В настоящее время мы занимаемся изучением огромного количества факторов, чтобы понять, где есть предпосылки для промышленного производства. У нас есть производство и в Америке, и в Западной Европе. Вопрос мы изучаем, но решения пока нет.

– А когда вы рассчитываете определиться?

– Возможно, в течение ближайших шести месяцев это будет понятно.

– Но ведь V-платформа предназначена для развивающихся рынков и предполагает создание продукта “лоу-кост”. Не думаете ли вы, что он мог бы быть востребован и в России?

– Я думаю, что эта платформа действительно могла бы стать привлекательной в России. И, конечно, мы можем предположить, что она может там производиться. Но решения пока нет, и я не готов сделать объявление на этот счет.

– Какие объемы производства и продаж запланированы по этой платформе?

– В целом мы собираемся продавать 1 млн автомобилей, построенных на этой платформе, ежегодно. Эта цифра может варьироваться, но около того. С точки зрения географической дистрибуции мы хотим иметь 20-25% от этого количества в Европе, около 20% в Японии, остальное по всему миру.

– Какой будет цена такого автомобиля? Меньше 10 тыс. долларов?

– Да, стартовую цену мы видим меньше чем 10 тыс. долларов. Возможно, цена будет доходить до 20 тыс. долларов, но я пока не готов дать официального объявления. Цена будет доступной, все-таки речь идет о платформе для маленького автомобиля.

– В Токио вы делаете акцент на электрокары, при этом “перепрыгивая” нишу гибридов. Почему? Ведь и Toyota, и Honda сначала выводят на рынок гибриды и лишь затем двигаются к электромобилям. Фактически на сегодняшний день у вас гибриды представлены только в марке Infiniti и преимущественно для американского рынка...

– История компании такова, что мы испытывали большие сложности около десяти лет назад. Это был период, когда нужно было вкладывать много усилий для вывода гибридов на рынок, – и мы его упустили. Nissan реально не имел на это средств. В общем, мы поздно начали и, конечно, рассматривали возможность разработки небольших гибридных автомобилей. Но на самом деле повторять то, что уже было начато другими, смысла не имело. В частности, на японском рынке нужно прилагать огромные усилия, чтобы занять место в этой нише, и здесь есть все предпосылки для ценовых войн – это видно на примере Toyota Prius. Мы отступили и еще раз все взвесили. В наши планы входило создание экологичных и экономичных автомобилей, но мы подумали: почему бы нам не использовать новую технологию? Нам не нужна война. Мы можем быть первыми на другом рынке. Это правда: мы хотим быть первыми на рынке электрических автомобилей.

– Русские люди не готовы ни к гибридам, ни к электрокарам. Как вы думаете, когда они дозреют?

– Движущей силой для развития этого направления является готовность человека существовать в промышленной среде. Стоимость жизни должна быть высокой, стоимость налогов на экологически вредные автомобили тоже должна быть высокой. Например, если мы посмотрим на опыт Западной Европы, мы увидим, что там высокие налоги – конечно, не такие, как в России. Но ситуация меняется, и русские потребители начинают достаточно чувствительно относиться к существованию в урбанистической среде – это абсолютно нормально.

– В какой перспективе вы сможете начать поставки Nissan Leaf в Россию?

– Я не могу назвать дату вывода модели, но наш план – сделать этот автомобиль глобальным. Поэтому мы будем стремиться поставлять ее на все стратегические рынки. Однако здесь есть нюансы: Leaf требует инфраструктуры поддержки для того, чтобы он действительно был практичным и удобным. Правительство обязательно должно поддерживать идею. Я не думаю, что для России это сейчас актуально. Займет это три года, пять лет или больше – когда мы увидим, что есть все условия, мы выведем машину на рынок.

– Сколько будет стоить Leaf в Японии и Европе?

– Как подчеркнул м-р Гон, мы пытаемся сделать машину доступной, сравнимой по стоимости обслуживания, включая батареи и пр., с обычным хэтчбеком. Поэтому это должно стать проблемой не цены, а ответственности человека за экологию. Мы хотим сделать так, чтобы человек спокойно выбирал: бензиновый двигатель или электромотор. Точную цену Leaf назвать я пока не могу. Но чтобы представить, сколько может стоить такой автомобиль, можно взять среднюю рыночную цену хэтчбека по глобальным рынкам.

– А другие модели, предствленные в Токио, попадут в Россию? Nissan Fuga, Infiniti Hybrid...

– Leaf, как я уже сказал, возможно, но нескоро. Возможно даже, мы начнем поставки электро-LCV в Россию раньше, чем EV. Я уверен, что поставки гибридной Infiniti в Россию мы начнем в любом случае. Возможно, по той же схеме, что и Fuga, а именно в конце 2010 г. – начале 2011 г.

– Вы также представили необычный концепт Land Glider. Как вы думаете, эту балансирующую технологию реально использовать в серийном производстве? И собираетесь ли вы это делать?

– Сегодня это просто концепт. Тем не менее мы рассматриваем его абсолютно всерьез, хотя никакого официального решения на этот счет в компании пока не принято. Скажу честно: с точки зрения продуктовой линейки для этого типа автомобиля очень сложно рассчитать рыночный потенциал. Поэтому сейчас мы заинтересованы в том, чтобы показать его людям, дать поездить и понять – имеет ли он этот потенциал. Может ли он стать в принципе коммерческим проектом? Да. Это абсолютно возможно.

– Машина, построенная на такой технологии, может оказаться очень дорогой...

– Она не должна быть дорогой, поскольку наша цель – не поразить каким-то новым транспортным средством, а решить огромную транспортную проблему. Поэтому этот автомобиль должен быть доступным по цене, сравнимым с маленькими городскими автомобилями. На некоторых рынках он должен конкурировать с мотоциклами, на других – со Smart, iQ – где-то в этом сегменте, иначе он не имеет смысла для потребителя.

(Мимо проходит Карлос Гон, за ним следует толпа журналистов.)

– Вы когда-нибудь были в г. Тольятти, где расположен крупнейший российский автозавод АвтоВАЗ?

– Вернулся оттуда три недели назад.

– Что вы там делали?

– Пытался понять, что происходит.

– Так расскажите, что!

– О нет! (Смеется.) Если серьезно, мною двигало любопытство: что это за завод, что за город, я не знал, что это за компания. Так что нужно было составить представление.

– Как раз около трех недель назад АвтоВАЗ представил российскому правительству бизнес-план, где указано, что они будут собирать одну из моделей Nissan.

– Я знаю об этом заявлении.

– Кодовое название модели, прописанное в плане, L11K. Это правда, что вы собираетесь ее производить на ВАЗе?

– Nissan не делал никаких официальных заявлений о том, что готов прийти на ВАЗ. Пока мы не комментируем эту тему. Могу только сказать, что Nissan решения пока не принял.

– А почему вы не комментируете? АвтоВАЗ очень активно стал с недавнего времени комментировать Nissan на ВАЗе...

– Я не могу комментировать, почему АвтоВАЗ делает такие заявления. Все, что я могу сказать, – это то, что Nissan еще не принял решения. Возможно, компания участвует в каких-то процессах и открыта для переговоров, деталей раскрыть я не могу.

– Но чем же вы тогда занимались в Тольятти?

– Как я уже сказал, посещал завод, встречался с людьми, изучал модельный ряд.

– В целом каковы ваши впечатления от завода?

– Я был достаточно удивлен, так как знал, что завод большой. Но он оказался очень большим. Новая продуктовая линейка очень хорошая. Все остальное – старье. Тем не менее я не ожидал такого большого количества современного оборудования, возможности для испытаний просто впечатляют. В целом впечатление от возможностей осталось позитивное. Это был сюрприз.

– Значит, вы готовы работать с АвтоВАЗом?

– Я готов работать с любым, если есть возможности для хорошего бизнеса. Здесь важно, чтобы не только я был готов, но чтобы и вы были готовы.

Елена Костякова
Комментарии