branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Японцы теряют российский авторынок

В июне 2009 года японские компании ввезли в Россию всего 3345 новых автомобилей, что почти в 16 раз меньше аналогичного показателя прошлого года. Не менее катастрофично складывается ситуация и в сегменте подержанных автомобилей...
На днях стало известно, что ввоз новых машин из Японии в Россию стремительно теряет в объеме. Как сообщает аналитическое агентство “Автостат” со ссылкой на Японскую ассоциацию автопроизводителей (JAMA), объем импорта новых японских автомобилей в первой половине 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в 7,7 раза! Не менее катастрофично складывается ситуация и в сегменте подержанных автомобилей, в том числе и благодаря новым пошлинам. Как считают эксперты, японским игрокам по ряду причин сейчас сложнее удерживать свои доли рынка по сравнению другими компаниями, вследствие чего конкуренты переманивают значительную часть целевой аудитории.

За первые шесть месяцев 2009 года из Японии в Россию было импортировано 36 168 автомобилей. Это в 7,7 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (279 298 шт.). При этом в июне 2009 года японские компании ввезли в Россию всего 3345 автомобилей, что почти в 16 раз меньше аналогичного показателя прошлого года (54 063 шт.). В целом же, по сообщению “Автостата”, суммарный объем экспорта новых автомобилей из Японии в первом полугодии 2009 года составил 1,43 млн единиц, что на 59% меньше аналогичного показателя прошлого года (3,51 млн шт.). Лидером остается американский авторынок, куда японские компании поставили 438,8 тыс. автомобилей, что на 61,2% меньше аналогичного показателя прошлого года. Аналитики отмечают, что если по итогам 2008 года Россия находилась на втором месте в японском экспорте, то сейчас опустилась на восьмое. По итогам января-июня Россию обошли такие страны, как Австралия (135 126 шт.), Канада (76 907 шт.), Германия (64 596 шт.), Саудовская Аравия (55 424 шт.), Китай (52 184 шт.) и Великобритания (40 919 шт.).

По словам директора агентства “Автостат” Сергея Целикова, в прошлом году объем поставок новых автомобилей из Японии в Россию составлял в среднем 40-50 тысяч машин в месяц, а в целом по итогам прошлого года в Россию было ввезено 562,8 тыс. новых автомобилей всех типов, что на 40% больше, чем в 2007 году. По его оценке, в текущем году импорт сократится примерно в пять-шесть раз, до 100-120 тысяч машин. Не лучше обстоят дела и на вторичном рынке автомобилей. Так, за период с января по апрель этого года в Россию было ввезено 4929 подержанных автомобилей. Это в 24 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (120,3 тыс. шт.). Аналитики констатируют, что новые пошлины, введенные российским правительством с 11 января 2009 года, поставили мощный заслон на пути “секонд-хенда”. По словам ведущего аналитика агентства “Автостат” Дмитрия Агафонова, лидерами по ввозу “секонд-хенда” остаются японские марки. За первые четыре месяца текущего года границу пересекли 1704 автомобиля Toyota, 724 автомобиля Nissan, 405 автомобилей Honda, 275 автомобилей Mazda, 171 автомобиль Suzuki и 107 автомобилей Subaru. Доля “неяпонских” брендов в структуре подержанных машин не превышает 30%.

Руководитель отдела маркетинга дилерского центра “Лексус-Измайлово” Антон Соколов считает, что есть несколько причин серьезного падения продаж. Помимо последствий мирового кризиса, свою негативную роль сыграл и высокий курс иены по отношению к доллару. “По сравнению с рублевыми ценами прошлого года стоимость на некоторые модели подскочила на 30-40%”, – отмечает он. Больше всего на отечественном рынке пострадал бренд Mitsubishi, который просел за первые шесть месяцев этого года на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подобный провал привел к беспрецедентному шагу компании, которая приняла решение о возобновлении поставок в Россию модели Lancer Classic (предыдущего, девятого поколения). Если Lancer Х поколения продается по стартовой цене от 539 тысяч рублей, то стоимость Lancer Classic начинается от 499 тысяч рублей. Как отмечают аналитики “Автостата”, Lancer Х поколения остается российским бестселлером Mitsubishi с долей порядка 45% в объеме реализации, однако его продажи падают сильнее, чем марки в целом. За пять месяцев 2009 года продажи седанов Lancer Х снизились на 75%, до 6937 единиц.

Еще одной неприятной новостью для поклонников японских марок стало сообщение в начале лета о том, что Suzuki приостановила действие соглашения с Минэкономразвития и Санкт-Петербургом о строительстве завода в РФ. Suzuki планировала в 2010 году ввести свое предприятие в промзоне под Санкт-Петербургом и выпускать на нем внедорожник Suzuki Grand Vitara и кроссовер SX4. В интервью РИА “Новости” губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко отметила, что “они приостановили (проект) на время только потому, что кризис, у них непростое финансовое положение, упали продажи авто этой компании на российском рынке”.

По мнению экспертов, сложившая экономическая ситуация с падением импорта и продаж “японцев” приводит к тому, что конкуренты отбирают доли рынка у компаний из Страны восходящего солнца. Некоторые европейские производители сумели предоставить своим покупателям более выгодные условия при покупке машин. “Цены в рублях с прошлого года долго оставались стабильными и только с первого апреля были повышены примерно на 15%, – говорит генеральный директор “Ауди Центр Таганка” Владимир Моженков. – Наши клиенты при покупке машины сейчас по сравнению с прошлым годом выигрывают до 30% в пересчете на доллары. Помимо клиентов Audi мы привлекаем и бывших поклонников японских премиальных марок, которые выросли в цене на 30-35% в рублях”. Как отмечают участники рынка, подобная ситуация наблюдается не только в премиальном сегменте, но и в среднеценовом диапазоне.



Никита Афанасьев