branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российские авто не переживут осень

Российские “Лады” и УАЗы, “Волги” и “Газели” формируют на внутреннем рынке особый, замкнутый мир. Правда, этой осенью этот мир окажется под угрозой...
Россия в автомобильном мире – это как Мадагаскар в плане фауны: только на наших дорогах пасутся такие стада автомобильных “эндемиков”, которых не встретишь ни в одной другой стране мира – “Лады” и УАЗы, “Волги” и “Газели” формируют особый, замкнутый мир. Правда, этой осенью этот мир окажется под угрозой.

За первые полгода производство отечественных автомобилей сократилось на 35%, и это при том, что государство поставило русские автокомпании в привилегированное положение, практически закрыв рынок для импортных иномарок.

В августе будут остановлены конвейеры на АвтоВАЗе и КамАЗе, а осенью, скорее всего, большинство предприятий отрасли вынуждены будут прибегнуть к массовым сокращениям сотрудников.

Особенно тяжелая ситуация у главного российского автогиганта. Проблемы преследуют АвтоВАЗ с начала кризиса. В начале года завод уже стоял около 1,5 месяцев. Нераспроданные запасы завода составляли до 100 000 машин, и за время простоя их удалось лишь немного снизить. Сейчас загрузка завода в полтора раза меньше, чем в докризисные годы, но даже так сток опять начал расти – сейчас на складах 80-85 тыс. машин . Продажи автомобилей Lada в июне составили 28,8 тыс. автомобилей.

С другой стороны, у компании возникают проблемы с комплектующими. Еще весной руководство завода решило перейти на особую систему расчетов с поставщиками комплектующих, по которой векселями оплачивалось 70% закупок, а деньгами – только 30%. Возврат к расчетам полностью в денежной форме Волжский автозавод обещал только тем поставщикам, которые согласятся снизить цены на комплектующие на 10%. Большинство поставщиков работают себе в убыток и близки к банкротству.

После месячных каникул завод начнет работать в совсем уж легком режиме. С 1 сентября 2009-го по 28 февраля 2010 года завод будет работать в режиме 20-часовой рабочей недели вместо 40-часовой, причем зарплаты рабочих также снизятся вдвое. АвтоВАЗ вынужден перейти на режим жесточайшей экономии – общий долг компании составляет 53 млрд рублей (25 млрд рублей из них – средства самих “Ростехнологий”, владеющих заводом).

Огромные долги и у второго гиганта российского автопрома, группы “ГАЗ” – около 45 млрд рублей. ГАЗ, наоборот, только-только вернулся к полной пятидневке и рапортовал о выходе на безубыточный уровень (дорогой, впрочем, ценой – сокращения на заводе составили около 30 000 человек). Правда, объем производства будет небольшим – 5,6 тыс. машин в месяц, причем почти 100% производства составит вечная палочка-выручалочка завода – “Газель”. Легковые авто в Нижнем собираются по остаточному принципу – за первое полугодие было собрано всего 445 машин. Похоже, с мечтой о Siber заводу придется расстаться. Впрочем, похоже, новому главе группы Бо Андерсену уже видятся на конвейере новые модели Opel, которые будут собираться на заводе в случае, если канадско-российский консорциум Magna, Сбербанка и примкнувшего к ним в качестве технологического партнера ГАЗа победит в битве за немецкую марку.

Неплохо в общем идут дела у “GM-АвтоВАЗ”, предприятие тоже только вышло из двухнедельного отпуска. Пока завод будет работать в обычном режиме – в одну смену пять дней в неделю. Однако с 28 августа по 31 декабря предприятие планирует перейти на четырехдневный график работы. Это связано с необходимостью экономить затраты на производство, сохраняя рабочие места. Единственная модель в линейке предприятия – Chevrolet Niva – считается самым продаваемым внедорожником в стране. В этом году модель претерпела рестайлинг, который поддержит конкурентоспособность машины.

Побывал уже в летнем отпуске и УАЗ. Временная остановка конвейера была предусмотрена графиком. Сейчас завод работает по полной пятидневной неделе, так как до конца лета предприятие обеспечено заказами. Правда, относительная стабильность на завод пришла только в июне, до этого УАЗ работал три дня в неделю.

В целом ситуация с российскими заводами довольно сложная. Даже с пошлинами иномарки по-прежнему продаются аналогичными темпами (падение продаж на российские модели и иномарки примерно одинаково). Во втором полугодии ожидается некоторое оживление спроса, но без господдержки крупным заводам, скорее всего, не выкарабкаться. Причем лучшие шансы на выправление ситуации у тех компаний, которые свяжут свою судьбу с иномарками.

Алексей Лаврухин