Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Банки убили российский авторынок

Банки начали повышать ставки, ужесточать условия получения кредитов и резко сокращать объемы выданных средств. В результате население просто лишили средств для покупки новых автомобилей и российский авторынок рухнул...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Российский рынок автокредитования в 2008 году претерпел значительные изменения. В первом полугодии все шло по накатанной и рост рынка автокредитования стремительно продолжался. Летом некоторые банки уже начали готовиться к финансовому кризису, а осенью рынок откровенно просел. Стало очевидно, что без перестройки структуры бизнеса ни одному банку не удастся обойтись без потерь в этот нестабильный период. Банки начали реструктуризацию с ужесточения автокредитования.

Прошедший год стал пиком бурного роста российского авторынка, который подпитывала и работающая на полную мощность система автокредитования. Как сообщает аналитическое агентство “Автостат”, первая половина года явилась логичным продолжением предшествовавших пяти лет, когда рынок рос как на дрожжах. До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро рос именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов. Так, если в 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350 тысяч автомобилей, то к 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в 1 млн единиц. Подразумевая дальнейший рост, независимые аналитики и маркетологи автопроизводителей спорили лишь о том, через сколько лет и на каком уровне наступит стабилизация рынка.

Осенью прошлого года ситуация кардинально изменилась. Разразившийся мировой финансовый и экономический кризис фактически остановил продажи и производство автомобилей в Северной Америке и Японии, а позже – в Европе и Азии. Россия, которую кризис должен был обойти стороной, в результате грохнулась громче всех остальных автомобильных рынков. Банки начали повышать ставки, ужесточать условия получения кредитов и резко сокращать объемы выданных средств. Средние ставки по автокредитам выросли в 2-2,5 раза: с 12-14% до 25-30% годовых, а местами доходили до 35-40%. Лимиты на автокредитование во многих банках были сокращены в 5-10 раз. Как следствие, если летом 2008 года почти 50% автомобилей покупалось с использованием кредита, то к концу года доля кредитных машин снизилась до 15%.

Динамика рынка автокредитования в России


Тем не менее, по оценкам агентства “РБК.Рейтинг”, объем рынка автокредитов в 2008 году достиг 16 млрд USD и, таким образом, рост за 2008 год составил около 19%. По данным участников рынка, около 25% всех проданных автомобилей в России было приобретено в кредит. Первое место по объему кредитов, выданных на покупку автомобиля за 2008 год, занял (как и в предыдущие годы) Сбербанк, он выдал кредитов на сумму 88,6 млрд рублей (3,5 млрд USD), а его рост составил 55%. Второе место в рейтинге занимает “Русфинанс Банк”, третье – “ЮниКредит Банк”.

К настоящему времени можно выделить действующие типовые программы кредитования: классический автокредит; экспресс-кредит; беспроцентное кредитование; Buy-back (обратный выкуп); автокредитование без страховки; кредит на покупку автомобиля у частных лиц; кредит на подержанный автомобиль; рефинансирование автокредита.

Многим автопроизводителям пришлось взять на себя кредитную помощь своим же покупателям. Предложенные программы и в условиях кризиса позволяют предложить клиенту покупку автомобиля по льготным процентным ставкам, поскольку производитель возмещает часть затрат банку. Ряд иностранныех производителей открыли на территории России собственные банки (“Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, BMW Bank), другие разработали специальные программы совместно с российскими банками, укрепив их собственным брендом, – GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, PSA Finance, KIA Bank, Subaru Finance, UZ-Daewoo Finance, Suzuki Finance, Volkswagen Finance, “Sollers-Финанс”.

Емкость рынка автокредитования в России