branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В автоиндустрии заключаются антикризисные браки

В условиях кризиса автокомпаниям выгоднее прибегнуть к взаимовыгодным равноправным альянсам, чтобы воспользоваться сильными сторонами партнеров, а не перекупать друг у друга убыточные активы в виде умирающих брендов...
В автоиндустрии заключаются антикризисные браки
В автоиндустрии заключаются антикризисные браки
В этом году альянсу Renault-Nissan исполнилось десять лет. Самое время подводить итоги. А началось все с того, что французский автопроизводитель Renault искал партнера, чтобы расширить свое присутствие на мировом рынке и стать одним из его ключевых игроков. В то время на Nissan – втором по величине автопроизводителе Японии – “висел” многомиллиардный долг, кроме того, падали показатели продаж компании на внутреннем рынке. Президент Nissan Йосикадзу Ханава как раз искал инвесторов, способных вложить в предприятие большие деньги, когда в 1999 году глава Renault Луи Швайтцер предложил 5 млрд долларов в обмен на 36,8%-ную долю в компании. При этом обе стороны сохраняли независимость и вступали в альянс как равноправные партнеры.

Договор был подписан 28 марта 1999 года, тогда же было решено, что Renault также получит 15,2% акций компании Nissan Diesel, выпускающей дизельные двигатели, грузовые автомобили и автобусы, а также пяти дочерних предприятий Nissan, расположенных в Европе.

В июне того же года Карлос Гон (тогда – директор по производству Renault), Патрик Пелата (исполнительный вице-президент французской компании) и Тьерри Мулонге (финансовый директор Renault) присоединились к совету директоров японской автокомпании. Таким образом Renault и Nissan стали первыми автокомпаниями в мире, использующими “перекрестный” менеджмент.

Спустя четыре месяца Карлос Гон представил “план спасения” Nissan (Nissan Revival Plan), который оказался столь удачным, что менее чем через три года японский автопроизводитель “восстал из пепла” и стал полноценным партнером французов. Карлосу Гону удалось сократить расходы Nissan более чем на 20%, за что он получил прозвище “убийца расходов”. Конечно, “без крови” не обошлось: тогда было уволено более 21 000 сотрудников Nissan и закрыто пять заводов, зато производительная мощность оставшихся предприятий стала использоваться на 82% вместо прежних 53%.

В 2000 году совет директоров Nissan выбирает Карлоса Гона президентом компании. Renault выходит на латиноамериканский рынок с помощью уже налаженных связей Nissan и запускает производство модели Scenic на заводе японской компании в Мексике. Это – первая модель, созданная совместными усилиями. В это же время французская марка выкупает компанию SIAB – дистрибьютора Nissan в Марокко.

В 2001 году Renault вновь возвращается на австралийский рынок, на этот раз уже вместе с японским партнером, а также начинает реализацию своих автомобилей в Индонезии посредством дилерской сети Nissan. В Мексике происходит запуск производства модели Renault Clio на мощностях завода японской компании. А в самом конце 2001 года альянс открывает в Бразилии завод, выпускающий легкий коммерческий транспорт.

2002 год ознаменовался увеличением доли Renault в Nissan до 44,4%. В Европе начались продажи фургона Nissan Interstar (Renault Master), а в Мексике на базе седана Renault Clio стали выпускать Nissan Platina. В марте 2002 года в Японии появляется Nissan March – первая модель, построенная на совместной B-платформе. К этому моменту японский автопроизводитель уже чувствует себя настолько уверенно, что приобретает 13,5% акций Renault, а в мае увеличивает свою долю до 15%. Альянс выводит на европейский рынок Renault Megane II, который в следующем году станет лучшим автомобилем Европы и получит титул Car of the Year. Megane II построен на платформе С, разработанной инженерами двух компаний. Осенью того же года в Барселоне стартует первое в Европе производство модели, которая будет продаваться под разными марками: Renault Trafic, Nissan Primastar и Opel/Vauxhall Vivaro.

В 2003 году в продаже в Европе появляется Nissan Micra – европейская версия модели Nissan March, а также Nissan Kubistar (Renault Kangoo). В 2004 году в европейских странах начинаются продажи Renault Modus – первого автомобиля французской марки, построенного на платформе B. А после альянс выводит на европейский рынок Logan, созданный на той же базе. Nissan тем временем представил на домашнем рынке модель Tiida (B-платформа), а также свой первый автомобиль на совместной платформе C – Lafesta.

К 2005 году альянс Renault-Nissan уже вовсю выпускает трансмиссии, навигационные и коммуникационные системы совместного производства. Карлоса Гона назначают главой французской автомобилестроительной компании. В свет выходят Nissan Serena (платформа С) и Renault Clio III (платформа B).

В 2006 году Карлос Гон объявляет о своих амбициозных планах, согласно которым к 2009 году компания Renault должна стать самым крупным автопроизводителем в Европе. Инженеры альянса разрабатывают новые двигатели, а также начинают работу над моделью, оснащенной электромотором.

Год спустя альянс открывает технологический центр в Индии и производственный комплекс в Марокко. Кроме того, в продажу выходит автомобиль Nissan Aprio, построенный на базе Renault Logan.

В 2008 году Renault-Nissan заключает договор с компанией Project Better Place, которая стремится снизить зависимость международной экономики от нефти путем создания транспортных инфраструктур для электромобилей. Стороны планируют создать в Израиле и Дании сети станций для подзарядки аккумуляторов. Альянс продвигает идею массовой “электрификации” и самостоятельно: Renault-Nissan сотрудничает с правительствами Португалии, Монако, а также с руководством штатов Теннесси и Орегон в США и города Йокогама в Японии в борьбе с загрязнением окружающей среды.

На настоящий момент два автопроизводителя выпускают большое количество моделей с использованием одних и тех же трансмиссий и двигателей: японские March, Micra, Tiida, Note, Livina Geniss и Qashqai оснащаются комплектующими производства Renault, а Vel Satis, Espace, RSM QM5/Renault Koleos, RSM SM5, Megane II, Scenic II используют компоненты производства Nissan.

Модель сотрудничества Renault и Nissan уже зарекомендовала себя с положительной стороны, так что в условиях кризиса к ней могут прибегнуть другие автокомпании. К примеру, на подобный шаг могут решиться итальянский концерн Fiat и американский автогигант Chrysler, ведущие в настоящее время переговоры не о слиянии, но о взаимовыгодном партнерстве.

Валентина Ананьева