branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Государственные деньги не спасут автопроизводителей

Спасение национального автопрома – идея фикс уже не только в США, но практически в каждой европейской стране. Единственным вариантом для многих автопроизводителей остается поддержка государства, однако не все власти заинтересованы в спасении “родной” автоиндустрии...
Государственные деньги не спасут автопроизводителей
Государственные деньги не спасут автопроизводителей
Перекрестное владение пакетами акций в автомобильных компаниях привело к тому, что правительства разных стран переругались между собой, кто должен спасать национальных автопроизводителей. Каждая из стран по-своему пытается помочь родному автопрому, причем фактически любой метод критично воспринимается массами. Выделение денег из федерального бюджета на автопром, например, не нравится не только россиянам, но и американцам – они считают, что автопредприятия сами виноваты и ничего не делают для собственного спасения: недостаточно сокращают издержки и не выдают востребованного продукта.

Импортозамещение и прочие лоббистские меры не нравятся мировому экономическому сообществу. Разнообразные льготы и госзаказы – слишком мелкие меры и ситуацию в целом не спасут. Какой из методов по спасению автопрома окажется самым эффективным, предсказать сейчас не может никто.

Активнее всех выбить деньги на собственные нужды по-прежнему пытается американский автоконцерн General Motors . Напомним, конгресс США одобрил план по выделению национальным автопроизводителям 22 млрд долл. в качестве кредитов. Средства должны пойти на реструктуризацию компаний и налаживание новых, высокотехнологичных производств. Европейское отделение GM одновременно ведет переговоры с правительствами Испании, Великобритании, Германии и ряда других европейских государств о предоставлении финансирования в размере 3,3 млрд долл. Глава европейского GM Карл-Питер Форстер отметил, что предприятие уже получило позитивные сигналы от британских властей, а правительство Испании уже обещало GM кредит в размере 200 млн евро.

По словам главы европейского GM, одно из неофициальных условий получения кредитов – снижение операционных расходов концерна на сумму 1 млрд евро, что является очень серьезной задачей и может быть достигнуто, в частности, путем закрытия трех заводов GM в Европе. К.-П. Форстер выразил уверенность, что в случае получения кредитов от европейских правительств деятельность концерна станет прибыльной уже в 2011 г. Однако отказ от предоставления кредитов может повлечь остановку предприятий европейского GM уже во II квартале 2009 г.

Немецкое правительство в это время подвергается атаке немецкого предприятия Opel, которое, в свою очередь, также входит в состав GM. Впрочем, немцы оказались менее сговорчивыми, чем англичане и испанцы. Немецкое правительство хочет иметь гарантии того, что Opel способен “удержаться на плаву”, прежде чем ему будет выделена финансовая поддержка со стороны государства. Так заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. По ее словам, немецкое правительство поддержит Opel финансово только в том случае, если “прибыль превзойдет затраты”, однако на данный момент “ситуация складывается иначе”.

Ранее А. Меркель выразила мнение, что в программе по спасению автопроизводителя Opel должны принимать участие все заинтересованные европейские страны. По подсчетам немецкого правительства, для сохранения заводов Opel европейским правительствам необходимо выделить порядка 3,3 млрд евро (4,18 млрд долл.). Ранее Opel заявлял, что для преодоления экономического кризиса нуждается в инвестициях в размере 3,2 млрд евро, и запросил эту сумму в качестве государственной экономической помощи у Германии. Однако немецкое правительство посчитало, что сначала владелец Opel – то есть General Motors – должен предоставить план спасения своей дочерней компании и показать, какие инвестиции он может сделать в принадлежащее ему предприятие. Консенсус в этом вопросе пока не достигнут.

Дошло до того, что за государственной поддержкой начали обращаться и японские автопроизводители. В частности, обычно экономная Toyota объявила, что для финансирования производства компании требуется государственная поддержка – система “бережливого производства” компанию от кризиса не спасла. Toyota заявила, что ее финансовое подразделение начало переговоры с государственным Японским банком международного сотрудничества. Автомобильный гигант просит кредит в размере 200 млрд иен (около 2 млрд долл.) – о деталях соглашения стороны пока не договорились.

Между тем совершенно не факт, что Toyota в итоге получит средства – Toyota очень сильная компания, тогда как в мире отказано в помощи многим другим автопроизводителям, которые чувствуют себя гораздо хуже на мировой арене. Например, шведское правительство помогать своим Volvo и Saab (обе марки принадлежат американским автоконцернам Ford и General Motors соответственно) отказалось. Правительства не горят особым желанием оказывать финансовую помощь и не считают себя ответственными за, в сущности, чужие автобренды только потому, что те носят “национальное гражданство”.

Отказ в финансовой помощи от правительства Великобритании получил и “родной” английский производитель легких грузовиков и микроавтобусов LDV, который входит в состав российской группы “ГАЗ”. “Не стоит ожидать, что британский налогоплательщик будет оплачивать убытки этой компании”, – заявили в канцелярии премьер-министра Великобритании Гордона Брауна. Напомним, что LDV запросила у правительства Великобритании кредит на сумму до 30 млн фунтов стерлингов (33,8 млн евро), поскольку у компании, как заявил председатель совета директоров ОАО “ГАЗ” Эрик Эберхардсон, “буквально кончаются деньги”. По словам Э. Эберхардсона, “под риском находятся 850 рабочих мест на заводе в Бирмингеме, 1 тыс. 200 рабочих мест в дилерской сети и 4 тыс. рабочих мест на предприятиях-поставщиках”.

Максимум на что идут “жадные” власти – это обеспечение госзаказов и предоставление разнообразных льгот. Например, российское правительство, в свое время шедшее на уступки ГАЗу и предоставлявшее беспроцентные кредиты ВАЗу, сейчас обещает госзаказы на автомобили GAZ Siber и уазики. Вместо того чтобы дать денег автокомпаниям, правительство предпочло “урезать” затраты на приобретение автомобиля самим потребителям, что в данных условиях, скорее всего, более разумно. Потребителям все равно, сколько и куда ушло казенных денег – им важно, чтобы машины хоть немного подешевели на рынке.

На прошлой неделе премьер-министр правительства РФ В. Путин подписал указ, что автомобили, собранные на территории России, будут бесплатно доставляться (за счет государственных субсидий) на Дальний Восток. Предполагается, что за счет этого продукция таких предприятий, как “Автофрамос”, “GM-АвтоВАЗ”, General Motors, “Соллерс – Набережные Челны”, "ИжАвто", Ford, АвтоВАЗ, Volkswagen, Toyota, УАЗ и ГАЗ, станет немного дешевле. Кроме того, 2 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета на поддержку автомобильного кредитования. Согласно распоряжению премьер-министра, банкам возместят выпадающие доходы в сумме 2/3 ставки рефинансирования Центробанка по автокредитам. Возможно, авторынок такие меры как-то и уберегут, но вот спасут ли они отечественных автопроизводителей от разорения – скорее всего, что нет.

Елена Костякова