branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Зима прибила российский авторынок

Зима-2009, считаясь кризисной, получилась богатой на события и впечатления. Будем считать, что первый этап кризиса мы прожили относительно благополучно: весна грядет более тяжелая...
Чем дальше, тем больше разнообразных событий происходит в российской автоиндустрии. Финансовый кризис внес коррективы в благополучное развитие российского авторынка. Начало 2009 года обозначило резкие перемены во всех сферах, смежных с автобизнесом. Рост цен, сворачивание крупных проектов, скандальные банкротства крупнейших автодилеров, массовые увольнения и социальные стычки, передел рынка и обвал продаж – мы свидетели интереснейшего периода новой российской автомобильной истории.

Начало 2009 года ознаменовалось ростом цен по всем фронтам. Девальвация рубля, проведенная правительством в рамках пакета антикризисных мер, сделала автомобиль действительно дорогим удовольствием – причем как для непосредственно автовладельцев, так и для автопотребителей, только-только созревших для приобретения автомобиля в момент, когда, казалось бы, все этому способствовало. Рынок автокредитования за последний год постиг максимальный расцвет и последующий крах: сейчас относительно просто взять автокредит возможно только в нескольких банках, и, как правило, под 30% годовых, тогда как еще в прошлом году ставка была не более 15% (в рублях). Цены на иномарки только с начала года выросли как минимум на 15%. Расценки в автошколах выросли до небес – и дальше они только продолжат расти. Если сегодня стоимость курса в столичной автошколе составляет 30 тысяч рублей, то уже к лету эта цифра может увеличиться до 50 тыс. рублей.

Большинство экспертов прогнозирует рост цен на все “автомобильные” продукты в течение весны. Автомобильные представительства не скрывают, что намерены корректировать цены еженедельно в зависимости от стоимости международных валют. Таким образом, тем, кто еще не решился и гадает, стоит ли брать машину сейчас или лучше подождать, следует определиться с выбором, тем более что у дилеров сегодня очень просто можно добиться скидки в 200-300 тыс. рублей, если речь идет о среднем ценовом сегменте до 50 тыс. долларов и машинах 2008 года выпуска.

Продажи автомобилей весной продолжат падать, количество игроков будет сокращаться. С ужасом наблюдает столичная автобратия за тем, как автомонстры типа “Элекс-Полюса” или “Инком-авто” сходят с арены. Остальные срочно пытаются поправить дела: оптимизируют издержки, сворачивают проекты, пытаются реструктурировать долги. Будет весьма печально, если такой красивый проект, как GAZ Siber, все-таки прекратит существование – собственного легкового автомобиля (нового) за последние пять лет у нас так и не появилось, а ВАЗ в очередной раз откладывает запуск нового продукта.

Кризисная зима 2009 года стала доказательством того, что правительство РФ, похоже, всерьез и до конца решило поддерживать интересы отечественного автомобилестроения. Активно действовать в этом направлении власти начали еще в 2008 году. Порадовало, что все-таки был утвержден список льготных “кредитных” автомобилей, по которым государство будет субсидировать две трети учетной процентной ставки. И в списке не только вазовские автомобили, но и весьма симпатичные иномарки российской сборки. Но в него попали модели автомобилей лишь некоторых российских автосборочных предприятий, и на каком основании был сделан выбор именно этих, а не других российских машин, осталось загадкой. Так же как остаются загадкой для банков механизмы поступления государственных денег по этой программе.

Однако поддержка отечественного автопрома оборачивается и другой стороной медали. Чего только стоит ввод заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок – власти не побоялись социальных конфликтов на востоке страны и продемонстрировали, что интересы ВАЗа важнее целых регионов, где тысячи людей остались без средств к существованию. Всего за три месяца поток машин, импортируемых из Японии, сократился в десять раз, местный автобизнес встал. Правительство в это время не отказывается от планов наладить поставки отечественных дешевых машин на Дальний Восток и построить там собственные заводы.

Социальные бунты по автотеме – еще одна тенденция, которая пока всерьез вроде как не воспринимается, хотя предпосылки такие обозначились еще в прошлом году, когда бастовал Ford. В текущем году увеличится количество забастовок на всех российских автопредприятиях. Сама по себе идея “окультуривания” Дальнего Востока неплоха, но все показывает, что что-то менять нужно все-таки в корне, а не действовать силовыми и заградительными методами. Дело ведь не только в феномене Дальнего Востока.

Елена Костякова