Autonews
Статьи

Зима прибила российский авторынок

Зима-2009, считаясь кризисной, получилась богатой на события и впечатления. Будем считать, что первый этап кризиса мы прожили относительно благополучно: весна грядет более тяжелая...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Зима прибила российский авторынок
Зима прибила российский авторынок 
Чем дальше, тем больше разнообразных событий происходит в российской автоиндустрии. Финансовый кризис внес коррективы в благополучное развитие российского авторынка. Начало 2009 года обозначило резкие перемены во всех сферах, смежных с автобизнесом. Рост цен, сворачивание крупных проектов, скандальные банкротства крупнейших автодилеров, массовые увольнения и социальные стычки, передел рынка и обвал продаж – мы свидетели интереснейшего периода новой российской автомобильной истории.

Начало 2009 года ознаменовалось ростом цен по всем фронтам. Девальвация рубля, проведенная правительством в рамках пакета антикризисных мер, сделала автомобиль действительно дорогим удовольствием – причем как для непосредственно автовладельцев, так и для автопотребителей, только-только созревших для приобретения автомобиля в момент, когда, казалось бы, все этому способствовало. Рынок автокредитования за последний год постиг максимальный расцвет и последующий крах: сейчас относительно просто взять автокредит возможно только в нескольких банках, и, как правило, под 30% годовых, тогда как еще в прошлом году ставка была не более 15% (в рублях). Цены на иномарки только с начала года выросли как минимум на 15%. Расценки в автошколах выросли до небес – и дальше они только продолжат расти. Если сегодня стоимость курса в столичной автошколе составляет 30 тысяч рублей, то уже к лету эта цифра может увеличиться до 50 тыс. рублей.

Большинство экспертов прогнозирует рост цен на все “автомобильные” продукты в течение весны. Автомобильные представительства не скрывают, что намерены корректировать цены еженедельно в зависимости от стоимости международных валют. Таким образом, тем, кто еще не решился и гадает, стоит ли брать машину сейчас или лучше подождать, следует определиться с выбором, тем более что у дилеров сегодня очень просто можно добиться скидки в 200-300 тыс. рублей, если речь идет о среднем ценовом сегменте до 50 тыс. долларов и машинах 2008 года выпуска.

Продажи автомобилей весной продолжат падать, количество игроков будет сокращаться. С ужасом наблюдает столичная автобратия за тем, как автомонстры типа “Элекс-Полюса” или “Инком-авто” сходят с арены. Остальные срочно пытаются поправить дела: оптимизируют издержки, сворачивают проекты, пытаются реструктурировать долги. Будет весьма печально, если такой красивый проект, как GAZ Siber, все-таки прекратит существование – собственного легкового автомобиля (нового) за последние пять лет у нас так и не появилось, а ВАЗ в очередной раз откладывает запуск нового продукта.

Кризисная зима 2009 года стала доказательством того, что правительство РФ, похоже, всерьез и до конца решило поддерживать интересы отечественного автомобилестроения. Активно действовать в этом направлении власти начали еще в 2008 году. Порадовало, что все-таки был утвержден список льготных “кредитных” автомобилей, по которым государство будет субсидировать две трети учетной процентной ставки. И в списке не только вазовские автомобили, но и весьма симпатичные иномарки российской сборки. Но в него попали модели автомобилей лишь некоторых российских автосборочных предприятий, и на каком основании был сделан выбор именно этих, а не других российских машин, осталось загадкой. Так же как остаются загадкой для банков механизмы поступления государственных денег по этой программе.

Однако поддержка отечественного автопрома оборачивается и другой стороной медали. Чего только стоит ввод заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок – власти не побоялись социальных конфликтов на востоке страны и продемонстрировали, что интересы ВАЗа важнее целых регионов, где тысячи людей остались без средств к существованию. Всего за три месяца поток машин, импортируемых из Японии, сократился в десять раз, местный автобизнес встал. Правительство в это время не отказывается от планов наладить поставки отечественных дешевых машин на Дальний Восток и построить там собственные заводы.

Социальные бунты по автотеме – еще одна тенденция, которая пока всерьез вроде как не воспринимается, хотя предпосылки такие обозначились еще в прошлом году, когда бастовал Ford. В текущем году увеличится количество забастовок на всех российских автопредприятиях. Сама по себе идея “окультуривания” Дальнего Востока неплоха, но все показывает, что что-то менять нужно все-таки в корне, а не действовать силовыми и заградительными методами. Дело ведь не только в феномене Дальнего Востока.

Елена Костякова