branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

GM потратил последние деньги на новый завод в России

Несмотря на мировой финансовый кризис и близость к банкротству, концерн General Motors нашел в себе силы открыть третью производственную площадку в России...
Вот теперь определилось, что будет представлять собой промышленная площадка в поселке Шушары под Санкт-Петербургом, где буквально в пятистах метрах друг от друга расположились корпуса General Motors и Toyota. Обе компании открытие своих заводов провели с помпой, принимали президента РФ. И хотя все атрибуты по приему высоких гостей были примерно одинаковыми: заградительные окопы, пограничники с овчарками и автоматчики, президенты оказались разными. Если у компании Toyota завод открывал президент Владимир Путин, то на открытие General Motors приехал уже Дмитрий Медведев, который также участвовал в закладке первого камня питерского завода GM два с половиной года назад.

Торжественная церемония открытия прошла далеко после полудня – долго ждали Медведева. Подъехать в поселок Шушары вообще большая проблема – в Питере пробки. В конце концов все гости собрались. Президент РФ выступил и припомнил церемонию закладки двухгодичной давности (тогда Дмитрий Медведев еще был первым вице-премьером правительства). Сообщил, что лопата, которой он копал яму под первый камень будущего завода, сейчас в качестве сувенира находится у него на даче. Символическую кнопку запуска предложили нажать другим высокопоставленным лицам: это сделали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, посол США в РФ Джон Байерли и президент GM Europe Карл-Питер Форстер. После этого выкатили якобы первый сошедший с конвейера автомобиль Chevrolet Captiva, который российский президент осмотрел и оставил памятный росчерк на капоте.

Завод GM в Питере (“Дженерал Моторз Авто”) фактически уже работает. Общая площадь составляет 94 га, на данный момент используется 26 га. Производственные цеха включают в себя: кузовной цех, цех окраски, цех общей сборки, административные отделы, центр обучения и прочие помещения. Производственная мощность составляет 70 тысяч автомобилей в год. Здесь будут производиться модели Chevrolet Captiva и Opel Antara, а в 2009 году к ним добавится седан компакт-класса Chevrolet Cruze, мировая премьера которого состоялась на Парижском автосалоне в сентябре этого года. Процент локализации должен составить 30%, сейчас максимум, что есть российского в Chevrolet Captiva, – это диски и шины.

Инвестиции в проект составили 300 млн долларов. Покосившись на питерских начальников, мистер Форстер осторожно заметил, что компания планирует расширять мощности предприятия, конечно, если питерские власти американцев поддержат. Питерские власти, похоже, готовы приветствовать любых инвесторов, внутренние проблемы этих инвесторов и их финансовые риски питерцев мало интересуют. Во всяком случае, здесь уже с нетерпением ожидают запуска следующих на очереди автозаводов: Nissan, Hyundai и Suzuki. Ведь открытие новых предприятий позволит создать новые рабочие места и собрать соответствующие налоги.

На заводе GM будет работать 1700 человек, из них всего 30 – иностранцы, приглашенные по контракту на первоначальном этапе. Временная сборочная площадка GM в самом городе (на территории завода “Арсенал”) в ближайшее время будет закрыта: производство и персонал будут переведены в Шушары. Посмотрим, удастся ли дотошным американцам приручить неприспособленных ленинградцев, ведь с завода Toyota народ уже бежал, рассказывая, что людей там держат за роботов. На заводе GM контроль, судя по всему, будет не меньше. Во всяком случае, все свободные площади здесь завешаны инструкциями вплоть до того, как правильно пользоваться унитазом, раковиной и мусорным ведром, не говоря уже о конвейере.

Новый завод стал третьей производственной площадкой для сборки автомобилей GM в России, у компании еще есть “GM-АвтоВАЗ”, где производится Chevy Niva, и “Автотор”, где собирают Cadillac, Hummer и Chevrolet. Несмотря на практически обеспеченное глобальное банкротство при сохранении сегодняшних реалий, американцы изо всех сил пытались дать понять, что настроены оптимистично. На вопросы журналистов о том, как GM решился на открытие нового автозавода в условиях мирового финансового кризиса, они отвечали, что самое важное для них – сохранять гибкость и подстраиваться под рынки, которые в них нуждаются, поэтому менять планы двухгодичной давности в отношении России в GM изначально не собирались. Российский авторынок по-прежнему остается для GM стратегически важным, а питерский завод должен укрепить позицию GM, который на протяжении нескольких последних лет и так занимает прочное первое место в рейтинге продаж.

Мистер Форстер также твердо заявил, что GM продолжит сотрудничество со своими давними партнерами, заводами “GM-АвтоВАЗ” и “Автотор”. Но поскольку в этих проектах GM имеет лишь “долю” и учитывая весьма нестабильные обстоятельства на обоих предприятиях, здесь еще все может измениться...

Елена Костякова