branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Власти угрожают водителям долговой тюрьмой

Депутаты Госдумы РФ придумали новый способ вернуть в банки деньги. Они предлагают сажать в тюрьмы недобросовестных заемщиков с просроченными платежами. Учитывая, что треть потребительских кредитов принадлежит сектору автокредитования, страшное дело получается...
Во время финансового кризиса депутатам Госдумы РФ резко прибавилось работы. Одним из последних законопроектов, созданных чиновниками, стал законопроект, вводящий уголовную ответственность для недобросовестных заемщиков. Тех, у кого просроченная задолженность по кредитам превышает 10 тыс. рублей, депутаты предлагают привлекать к уголовной ответственности и сажать в тюрьму.


Инициаторами законопроекта стали член комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и сенатор Глеб Фетисов. Депутаты предлагают внести изменения в ст. 177 Уголовного кодекса, снизив уровень задолженности, при которой против заемщика, уклоняющегося от уплаты кредита, может быть возбуждено уголовное дело, с 250 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Уголовная ответственность, таким образом, может наступить для физических лиц за получение кредита путем предоставления о себе “заведомо ложных сведений”. По словам авторов, законопроект будет рассмотрен в Госдуме в самое ближайшее время.

Эксперты банковского сектора сходятся во мнении, что поправки не получат путевки в жизнь. Просрочка суммой в 10 тысяч рублей слишком мала: в случае, если людей начнут сажать из-за каждых 300 долларов, потом, когда ситуация стабилизируется, банкам просто некому будет выдавать кредиты, ведь заемщики будут иметь плохую кредитную историю (в том числе судимости). К тому же еще неясно, сколько 10 тысяч российских рублей будут стоить через пару месяцев, а операционные затраты на реализацию подобного закона себя просто не окупят (учитывая бумажную волокиту и организацию койко-мест).

К тому же для того, чтобы оказаться в тюрьме, нужно быть злостным неплательщиком, то есть сознательно и систематически игнорировать судебных приставов и их требования, а в секторе автокредитования, в частности, такие случаи крайне редки. Как говорят банкиры, объемы невозвратов в секторе автокредитования очень невелики, а сами заемщики в своей основной массе считаются добропорядочными. Банки поспешили заверить, что, в отличие, например, от ипотеки, говорить о требовании досрочного погашения задолженностей в секторе автокредитования рано.

Правда, коллекторы, выбивающие “плохие” долги из банковских клиентов, отмечают, что в последнее время растет дефолтность в секторе VIP-кредитования: богатые не могут рассчитаться за свежие машины ценой в 100-200 тысяч евро. Просрочки по платежам у таких клиентов, понятное дело, гораздо больше трехсот долларов, однако в отношении VIP-персон банки для коллекторов пока держат “красный свет”. Насильное выбивание долгов только усилит всеобщую истерию, считают банкиры, и подорвет доверие к бизнесу. Поэтому и введение уголовной ответственности за мизерные банковские просрочки банкиры, тесно связанные с некоторыми нашими сенаторами и депутатами, вряд ли поддержат.

Елена Костякова