Несмотря на мощное развитие автоиндустрии, зарплаты людей, работающих на автопроизводстве, пока совсем небольшие. Так, в среднем оператор на конвейере любого регионального автозавода (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ) получает 11-14 тысяч рублей. В это время рабочий на санкт-петербургских заводах (из запущенных это Ford и General Motors) получает около 18 000 рублей, и зарплаты в питерском автопроме будут только расти.
Питерские инженеры и рабочие могут себе позволить выдвигать собственные требования работодателям. Уровень конкуренции за квалифицированные кадры в Ленинградской области близок к критическому. На сегодняшний день здесь строится как минимум четыре новых автозавода (Toyota, General Motors, Nissan, Suzuki), а также огромное множество предприятий по производству автокомплектующих. Кроме того, увеличивает производственные мощности Ford, присматривает себе место Peugeot-Citroen. Представители питерских кадровых агентств, занимающихся подбором персонала для иностранных автопроизводителей (EMG Professionals, PAI Personnel, Версус Сервис), подтверждают: недалек тот момент, когда квалифицированные специалисты в Питере просто кончатся.
“Санкт-Петербург – это регион с исторически сложившейся высокой долей людей с высшим образованием, поэтому все новые игроки рынка рабочей силы будут испытывать определенные трудности в поиске людей, желающих работать на производстве”, – признают в представительстве General Motors. К слову, даже в Москве, где плотность населения гораздо выше, а вся автопромышленность представлена “Автофрамосом” (Renault), есть сложности с набором персонала. “Не будем скрывать, что работа на производстве – тяжелый физический труд, – комментируют на заводе. – А привычка работать на производстве утеряна, многие оказываются к этому не готовы”.
Практически все иностранные автопроизводители основную ставку делают на сотрудничество с профессиональными техучилищами, выпускников которых заводы будут тренировать сами. Регионы – основные “кормушки”, откуда иностранцы стремятся привезти опытных специалистов. “Менеджеры едут из Тольятти, Москвы, Нижнего Новгорода, но массового притока мы не видим, – комментирует консультант по подбору персонала компании EMG Professionals (г. Санкт-Петербург) Елена Гончарова. – Идут не столько за деньгами, сколько за новыми задачами – это очень сильно мотивирует. Если говорить о рабочих, то притока из регионов нет. Мы наблюдаем утечку ресурсов с одного питерского завода на другой. Рабочие покидают место работы из-за лишних ста долларов и выбирают место поближе к дому. Компании, остающиеся без персонала, обещают улучшить условия труда и повысить зарплату”.
Дефицит квалифицированной рабочей силы заставляет производителей идти на существенные уступки. Например, производитель шин Nokian Tyres, который достраивает завод под Санкт-Петербургом, строит отдельное жилье для привезенных сотрудников, которое отдает практически даром. И все-таки опытные специалисты не торопятся покидать родные города и насиженные места.
Рабочие, кажется, стали готовы драться за улучшение условий труда на местах. Эффект от забастовок на Ford (г. Всеволожск) отметили во всех опрошенных кадровых агентствах и выразили уверенность, что сила профсоюзного движения в России будет расти. Так, например, за последние два месяца бастовать вздумали ВАЗ и GM-AVTOVAZ. И не важно, что, возможно, забастовки эти были обусловлены политическими мотивами или являлись скорее шоу, чем грамотно спланированными акциями, интересен сам факт: рабочие впервые за долгое время “очухались” и попытались предъявить свои требования.
Российская рабочая сила традиционно считалась одной из самых дешевых. Не случайно китайцы намеревались строить здесь свои заводы, но потом отказались: поняли, что строить дешевые машины в России за счет дешевой рабочей силы, как они это делают в Китае, не получится. Новоприбывшие автопроизводители прекрасно понимают, что платить придется если не на европейском уровне, то хотя бы ближе к нему, и уже сегодня прогнозируют зарплату своим будущим сотрудникам в среднем на 15% больше по рынку. Например, в представительстве GM отметили, что действительно наблюдают спад лояльности работников к работодателям и рост запросов в отношении компенсации.
“Это реальность, с которой мы столкнулись, и мы стремимся профессионально и творчески разработать систему компенсации и бонусов так, чтобы сделать привлекательным компенсационный пакет, предлагаемый нашей компанией, – говорят в GM. – В ситуации жесткого рынка выигрывает тот, кто уделяет большое внимание развитию культуры компании и стратегии удержания персонала, кто делает все для того, чтобы работники гордились тем, что являются частью компании, и строили свои жизненные и карьерные планы вместе с компанией”.
Деньги в западных компаниях – не самое главное, подтверждают и эксперты-кадровики. Судить о преимуществах работы на том или ином предприятии только по уровню заработной платы некорректно, говорят в кадровом агентстве Версус Сервис (г. Санкт-Петербург), поскольку большую роль играют условия труда и социальные льготы. Однако в агентстве предполагают, что возможно, по отношению к другим отраслям производства зарплаты в автоиндустрии незначительно вырастут.
По оценке гендиректора кадрового агентства PAI Personnel (г. Санкт-Петербург) Арины Куприной, повышение заработной платы рабочих уже идет, в среднем оно составляет 10-15% в год на автомобилестроительных заводах. “Естественно, повышение зарплаты провоцируют новые строящиеся производства, они предлагают более привлекательные условия для работников, тем самым вынуждая остальные компании также повышать заработную плату”, – говорит г-жа Куприна.
Таким образом, зарплата рабочего на питерском конвейере в ближайшие два года может вырасти c 18 до 20-23 тысяч рублей. В это время на вазовском конвейере, например, средняя зарплата составляет 13 тысяч рублей, и даже если предположить, что она также вырастет на 15%, получится никак не больше 15 тысяч рублей.
Эксперты не исключают, что на российских автозаводах в ближайшее время достаточно часто могут возникать производственные конфликты, которые в свою очередь приведут к забастовкам. Однако радикальных последствий, скорее всего, удастся избежать: на данном этапе развития автопромышленности производители все равно будут идти на уступки...
Елена Костякова
Питерские инженеры и рабочие могут себе позволить выдвигать собственные требования работодателям. Уровень конкуренции за квалифицированные кадры в Ленинградской области близок к критическому. На сегодняшний день здесь строится как минимум четыре новых автозавода (Toyota, General Motors, Nissan, Suzuki), а также огромное множество предприятий по производству автокомплектующих. Кроме того, увеличивает производственные мощности Ford, присматривает себе место Peugeot-Citroen. Представители питерских кадровых агентств, занимающихся подбором персонала для иностранных автопроизводителей (EMG Professionals, PAI Personnel, Версус Сервис), подтверждают: недалек тот момент, когда квалифицированные специалисты в Питере просто кончатся.
“Санкт-Петербург – это регион с исторически сложившейся высокой долей людей с высшим образованием, поэтому все новые игроки рынка рабочей силы будут испытывать определенные трудности в поиске людей, желающих работать на производстве”, – признают в представительстве General Motors. К слову, даже в Москве, где плотность населения гораздо выше, а вся автопромышленность представлена “Автофрамосом” (Renault), есть сложности с набором персонала. “Не будем скрывать, что работа на производстве – тяжелый физический труд, – комментируют на заводе. – А привычка работать на производстве утеряна, многие оказываются к этому не готовы”.
Практически все иностранные автопроизводители основную ставку делают на сотрудничество с профессиональными техучилищами, выпускников которых заводы будут тренировать сами. Регионы – основные “кормушки”, откуда иностранцы стремятся привезти опытных специалистов. “Менеджеры едут из Тольятти, Москвы, Нижнего Новгорода, но массового притока мы не видим, – комментирует консультант по подбору персонала компании EMG Professionals (г. Санкт-Петербург) Елена Гончарова. – Идут не столько за деньгами, сколько за новыми задачами – это очень сильно мотивирует. Если говорить о рабочих, то притока из регионов нет. Мы наблюдаем утечку ресурсов с одного питерского завода на другой. Рабочие покидают место работы из-за лишних ста долларов и выбирают место поближе к дому. Компании, остающиеся без персонала, обещают улучшить условия труда и повысить зарплату”.
Дефицит квалифицированной рабочей силы заставляет производителей идти на существенные уступки. Например, производитель шин Nokian Tyres, который достраивает завод под Санкт-Петербургом, строит отдельное жилье для привезенных сотрудников, которое отдает практически даром. И все-таки опытные специалисты не торопятся покидать родные города и насиженные места.
Рабочие, кажется, стали готовы драться за улучшение условий труда на местах. Эффект от забастовок на Ford (г. Всеволожск) отметили во всех опрошенных кадровых агентствах и выразили уверенность, что сила профсоюзного движения в России будет расти. Так, например, за последние два месяца бастовать вздумали ВАЗ и GM-AVTOVAZ. И не важно, что, возможно, забастовки эти были обусловлены политическими мотивами или являлись скорее шоу, чем грамотно спланированными акциями, интересен сам факт: рабочие впервые за долгое время “очухались” и попытались предъявить свои требования.
Российская рабочая сила традиционно считалась одной из самых дешевых. Не случайно китайцы намеревались строить здесь свои заводы, но потом отказались: поняли, что строить дешевые машины в России за счет дешевой рабочей силы, как они это делают в Китае, не получится. Новоприбывшие автопроизводители прекрасно понимают, что платить придется если не на европейском уровне, то хотя бы ближе к нему, и уже сегодня прогнозируют зарплату своим будущим сотрудникам в среднем на 15% больше по рынку. Например, в представительстве GM отметили, что действительно наблюдают спад лояльности работников к работодателям и рост запросов в отношении компенсации.
“Это реальность, с которой мы столкнулись, и мы стремимся профессионально и творчески разработать систему компенсации и бонусов так, чтобы сделать привлекательным компенсационный пакет, предлагаемый нашей компанией, – говорят в GM. – В ситуации жесткого рынка выигрывает тот, кто уделяет большое внимание развитию культуры компании и стратегии удержания персонала, кто делает все для того, чтобы работники гордились тем, что являются частью компании, и строили свои жизненные и карьерные планы вместе с компанией”.
Деньги в западных компаниях – не самое главное, подтверждают и эксперты-кадровики. Судить о преимуществах работы на том или ином предприятии только по уровню заработной платы некорректно, говорят в кадровом агентстве Версус Сервис (г. Санкт-Петербург), поскольку большую роль играют условия труда и социальные льготы. Однако в агентстве предполагают, что возможно, по отношению к другим отраслям производства зарплаты в автоиндустрии незначительно вырастут.
По оценке гендиректора кадрового агентства PAI Personnel (г. Санкт-Петербург) Арины Куприной, повышение заработной платы рабочих уже идет, в среднем оно составляет 10-15% в год на автомобилестроительных заводах. “Естественно, повышение зарплаты провоцируют новые строящиеся производства, они предлагают более привлекательные условия для работников, тем самым вынуждая остальные компании также повышать заработную плату”, – говорит г-жа Куприна.
Таким образом, зарплата рабочего на питерском конвейере в ближайшие два года может вырасти c 18 до 20-23 тысяч рублей. В это время на вазовском конвейере, например, средняя зарплата составляет 13 тысяч рублей, и даже если предположить, что она также вырастет на 15%, получится никак не больше 15 тысяч рублей.
Эксперты не исключают, что на российских автозаводах в ближайшее время достаточно часто могут возникать производственные конфликты, которые в свою очередь приведут к забастовкам. Однако радикальных последствий, скорее всего, удастся избежать: на данном этапе развития автопромышленности производители все равно будут идти на уступки...
Елена Костякова