Autonews
Статьи

В Петербурге построят новые заводы иномарок

Санкт-Петербург и Ленинградская область грозятся стать вторым Детройтом: вдобавок к строящимся заводам Toyota, Nissan, General Motors и успешно функционирующему заводу Ford во Всеволожске, скоро может появиться завод Suzuki...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Петербургу присвоят звание автомобильной столицы России
Петербургу присвоят звание автомобильной столицы России 
Представители Suzuki уже подписали с МЭРТ России договор о намерениях, в котором указывается площадка в Шушарах. Уже в ближайшее время японцы подготовят полный бизнес-план по строительству нового завода. Для осуществления этого проекта Suzuki должны получить статус промсборки, то есть льготы на ввоз комплектующих и запчастей. Как стало известно Autonews, подписание договора о промсборке должно состояться уже в начале июня. Как ожидается, шушарский завод Suzuki рассчитан на выпуск около 50 тысяч автомобилей в год.

Ленинградская область не случайно была выбрана автопроизводителями в качестве производственной площадки. Преимуществом считается то, что Санкт-Петербург имеет выход к Балтийскому морю, это удобно для доставки на завод импортных комплектующих. Более того, Питер – вторая столица с развитым рынком и, наравне с Москвой, приоритетный регион для дилеров. Немаловажный аспект для инвесторов – экономия на оплате труда (в сравнении с западной зарплатой почти в три раза) и, как отмечают в представительстве Ford, наличие квалифицированной рабочей силы. Иностранцы, наблюдающие захватывающее реалити-шоу под названием “стремительное развитие российского авторынка”, весьма охотно инвестируют свои средства в создание новых площадок. Компании делают акцент на том, что правительство области ведет себя очень лояльно и предоставляет инвесторам благоприятные условия. В то же время инвесторы требуют обязательной господдержки, которая должна стать финансовой гарантией предприятия.

Правительство РФ действительно с большим энтузиазмом отворило двери иностранцам. Это вполне объяснимо, ведь работающее производство не только приносит налоги, но и создает новые рабочие места и стимулирует развитие компонентного производства в России за счет будущей локализации.

Первым дорогу в окрестности Санкт-Петербурга открыл Ford, построивший в 2002 году во Всеволожске завод по производству Ford Focus. Поначалу планы компании были более чем скромными – в первый год планировалось выпустить всего 4 тысячи автомобилей, а к 2005 году довести выпуск до 24 тыс. автомобилей. Однако успех превзошел все ожидания. Focus настолько пришелся по душе россиянам, что компания несколько раз пересматривала планы по выпуску в сторону увеличения. На этот год запланирован выпуск 75 тыс. Focus во Всеволожске и начало производства седанов Mondeo.

Объясняется это тем, что спрос на продукцию Ford растет в геометрической прогрессии – так, в 2006 году в России было куплено 118 тыс. автомобилей, что вдвое превысило продажи предыдущего года. В этом году Ford также показал рост в 145 процентов, продав в I квартале 39 тыс. автомобилей.

Успех Ford не мог оставить равнодушными остальных автопроизводителей. Поэтому в 2005 году на гигантской территории в 220 гектаров в санкт-петербургской промзоне Шушары заложила свой завод Toyota. По планам, завод после выхода на максимальную мощность должен производить 200 тыс. автомобилей в год. Причем это будут автомобили не только для внутреннего российского потребления, но и для продажи в западных странах – Toyota намерена экспортировать свои автомобили из России.

Год спустя с МЭРТ подписали соглашения с General Motors и Nissan. Завод Nissan будет построен в промзоне Санкт-Петербурга в районе пос. Каменка. В строительство автосборочного промышленного предприятия в Санкт-Петербурге Nissan инвестирует порядка 200 млн долл. Проектом предусмотрено создание производства полного сборочного цикла, включая сварку, окраску и сборку кузовов автомобилей. Начало выпуска продукции запланировано на 2009 г. Ожидается, что максимальный эксплуатационный объем завода составит 50 тыс. автомобилей в год. В рамках проекта также планируется, что завод будет выпускать несколько моделей марки Nissan, адаптированных для российского рынка. В июне в рамках Санкт-Петербургского экономического форума состоится торжественная церемония закладки нового завода.

Что касается планов Suzuki, то на новом заводе Suzuki собирается производить две модели – это уже успешная Grand Vitara и некий седан сегмента С, оснащенный полным приводом. Вероятнее всего, речь идет о новой кузовной версии компактного кроссовера SX4, которая уже засветилась в Китае, Европе и США, но к нам еще не поставляется. Suzuki готовится стать первым иностранным производителем, построившим в России завод, ориентированный на производство исключительно полноприводных авто. На фоне остальных будущих заводов, которые в основном собираются делать ставку на производство дешевых авто, аналогичных Renault Logan, Suzuki собирается производить модели на порядок дороже, и при этом, как оценивают аналитики, со сбытом проблем не будет, а если таковые и возникнут, не составит особого труда экспортировать не востребованные в России машины в другие страны Восточной Европы. Grand Vitara встает на ступеньку ниже грядущей питерской Chevrolet Captiva, а седан SX4 вообще не имеет аналогов.

Санкт-Петербург оказался удобной площадкой для автопроизводителей – только Volkswagen выбрал для своего завода место под Калугой. В настойщее время известно о том, что свои производства в России планируют открыть Peugeot и Mitsubishi. Причем речь идет опять о Санкт-Петербурге, во всяком случае компании вели переговоры с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко.

Если все заявленные участники претворят свои планы в жизнь, то уже в ближайшем будущем в Питере и Ленобласти будет производиться от полумиллиона до миллиона автомобилей в год. И тогда в придачу к многочисленным званиям криминальной, северной и культурной столиц у Санкт-Петербурга появится новое звание: автомобильной столицы России, русского Детройта, а Россия станет страной, экспортирующей качественные автомобили.

Александр Зумберов