Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
День рождения ГАЗа и другие события недели
День рождения ГАЗа и другие события недели
Статьи 3 апреля 2007
Статьи 3 апреля 2007
День рождения ГАЗа и другие события недели
Как из железнодорожника получился автопромышленник? Почему “Готовый мотор” не стал массовым? Чем кошачьи глаза помогают водителям? В каком сарае родился первый русский автомобиль? Кто первым испытал автомобиль Бенца? В чем Форд помог ГАЗу?..
Saab-99 1969 
2 апреля 1965 года, в День Гудмунда, шведская фирма SAAB запустила “Проект Гудмунда” по разработке машины, которая должна была заменить Saab-96. Новый автомобиль получил 99-й номер и был впервые показан в Стокгольме в ноябре 1967 года. Первая машина была продана в 1969 году.

На Saab-99 устанавливался 4-тактный двигатель водного охлаждения мощностью 87 лошадиных сил с электрическим вентилятором, что было нехарактерно для машин того времени. За 15 лет выпуска в конструкцию автомобиля было внесено множество изменений, в частности, в 1978 году на 99-й поставили турбированный двигатель.

В 80-х на смену 99-й модели пришел Saab-900, который к 1984 году окончательно вытеснил ее с конвейера.

2 апреля 1875 года родился основатель корпорации Chrysler Уолтер Крайслер. Он начинал механиком на железной дороге, работал управляющим в компании American Locomotive. В 1911 году Крайслер пришел работать в Buick Motors и после ухода Дэвида Бьюика с поста руководителя компании занял пост президента Buick и первого вице-президента General Motors.

В 1920 году Крайслер покинул фирму и ушел в компанию Willys, помог ей избежать банкротства и поспособствовал улучшению ее финансового положения. В 1923 году он приобрел фирму Maxwell Chalmers и наладил на ней выпуск собственного автомобиля с 6-цилиндровым двигателем. Эта машина под именем Chrysler Six стала первой моделью новой Chrysler Corporation, основанной в 1925 году.

Вскоре Chrysler приобрел такие марки, как Plymouth, De Soto и Dodge. Инженеры Chrysler Фред Зедер, Оуэн Скелтон и Карл Брир разработали в 30-е годы автоматическое сцепление, подвеску двигателя на резиновых опорах (1932 г.), синхронизированную коробку передач (1933 г.), полуавтоматическую трансмиссию Fluid Drive (1938 г.) и т.д. К концу 30-х годов корпорация вышла на третье место в США по объему производства автомобилей и прочно заняла место в “Большой тройке” американских автопроизводителей. Американский журнал Time в 1928 году назвал Уолтера Крайслера “Человеком года”.

2 апреля 1872 года американец Джордж Брайтон получил патент на изобретенный им двигатель внутреннего сгорания, так называемый “Готовый мотор”. Принцип работы двигателя Брайтона заключался в непрерывном воспламенении находящейся под давлением газовоздушной смеси. Изобретенный Брайтоном термодинамический цикл применяется в газотурбинном двигателе, но в автомобилестроении широкого распространения не получил, за исключением болидов для установления различных рекордов.

3 апреля 1885 года Готтлиб Даймлер получил немецкий патент на 1-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением. До этого времени никому не удавалось решить вопрос отвода тепла от двигателя, который очень сильно разогревался во время работы. В двигателе Даймлера вода циркулировала вокруг моторного блока, и этот метод до сих пор используется в автомобильной промышленности. Осенью следующего года Даймлер построил свой первый автомобиль с двигателем собственной конструкции.

3 апреля 1934 года британский изобретатель Перси Шо получил патент на дорожный катафот (световозвращатель). Первый катафот монтировался в дорожное полотно и состоял из отражающих стеклянных линз, обрамленных резиной и смонтированных на железном основании. Эти маленькие приспособления отражали свет фар проезжающих автомобилей и указывали направление движения. Из-за английского названия “cat’s eye” ходит легенда, что идея катафотов пришла Шо, когда он увидел, как свет фар отражается в глазах у кошки, сидевшей на заборе у дороги. Сам он, однако, приводил иную версию: поводом к изобретению стал блеск отполированных трамвайных рельсов в окрестностях Бредфорда, а название пришло само собой. Шо предложил разную конструкцию катафотов для разделительных линий и обочин.

Вскоре Шо основал компанию Reflecting Roadstuds Ltd. по производству катафотов. Они получили большое распространение во время Второй мировой войны, когда возникли серьезные перебои с электричеством. Сейчас оригинальные катафоты повсеместно заменяются пластиковыми.

Британский журналист Джеймс Мэй назвал катафот “маленьким куском металла и резины, который, вероятно, спас больше жизней, чем что бы то ни было”.

4 апреля 1885 года один из создателей первого отечественного автомобиля, отставной лейтенант флота Евгений Яковлев подал прошение о строительстве во дворе собственного дома на набережной Малой Невки сарая, который можно было бы использовать под мастерскую двигателей. До постройки мастерской Яковлев работал над двигателями внутреннего сгорания в подвале дома.

В 1889 году Яковлев смог переделать газовый двигатель Отто для работы на керосине. Сам Отто высоко оценил работу Яковлева: машина после переделки с газа на бензин отменно работала не только на бензине, но и на керосине “вполне исправно”.

В 1891 году Евгений Яковлев открыл Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей на Большой Спасской. На Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году завод и его владелец были удостоены бронзовой медали и почетного диплома выставки. На этой же выставке встретились Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, спустя три года построившие первый русский автомобиль. В 1896 году усилиями Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева и экипажной фабрики “Фрезе и Неллис” такой автомобиль был создан.

10 мая 1898 года Яковлев скоропостижно скончался.

4 апреля 1929 года скончался выдающийся пионер мирового автомобилестроения Карл Бенц.

Свою первую фирму Benz & Co., выпускавшую двухтактные двигатели, Бенц основал в Мангейме в 1883 году. Позже он познакомился с Готтлибом Даймлером, по совету которого и построил свой первый автомобиль – motorwagen. За руль (точнее за ручку) трехколесного экипажа с 1-цилиндровым двигателем мощностью 0,75 лошадиной силы в 1885 году села супруга Бенца – Берта.

Патент на свое изобретение Бенц получил в январе 1886 года, а в июле того же года он представил первый автомобиль с бензиновым двигателем.

В 1903 году Бенц покинул Benz & Co., но остался членом наблюдательного совета компании до самой кончины. Фирмы Бенца и Даймлера объединились в 1926 году в Daimler-Benz, а автомобили объединенной компании стали называться Mercedes-Benz.

По собственным словам Бенца, его жизненным кредо было: “Побольше уважения к ремеслу”.

4 апреля 1931 года скончался Андре Мишлен, вместе с младшим братом Эдуаром основавший шинную империю Michelin.

Братья, владевшие небольшим заводом в Клермон-Ферране, создали легкосъемную шину и в 1891 году предоставили ее для испытания известному велогонщику Шарлю Террону, который осенью того же года испробовал новые шины в 1200-километровой гонке Париж – Брест – Париж и оказался в числе первых. Убедившись в конкурентоспособности своего творения, братья наладили производство велосипедных шин на своем предприятии, а затем освоили автомобильные.

Автогонки также способствовали популярности мишленовских покрышек. В частности, в 1899 г. Камиль Женатци впервые в истории преодолел рубеж скорости в 100 км/ч на электромобиле La Jamais Contente, оснащенном шинами Michelin.

После кончины Андре управление фирмой полностью перешло к Эдуару, который в середине 30-х годов, с начала финансового кризиса в компании Citroen, получил права на управление ею и во многом способствовал ее спасению.

5 апреля 1923 года американская компания Firestone Tire and Rubber Company начала выпуск камерных покрышек. Firestone получила выгодный контракт на поставку шин для модели Ford T и долгое время оставалась лидером американской шинной промышленности, пока не уступило первое место компании Goodyear. Камерные покрышки не были оригинальной разработкой компании, но она первая освоила их массовое производство.

6 апреля 1929 года утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода – около города Нижнего Новгорода. Год спустя, в мае 1930 года, был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, а в январе 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА.

Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам Ford, с которым было заключено соглашение о технической помощи. Сходившие с конвейера машины уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм.

С Генри Фордом связана еще одна знаменательная дата недели. В 1929 году, когда зарождался ГАЗ, Форд уже напрямую не руководил компанией (в 1919 году он передал руководство компанией сыну Эдселю), однако по-прежнему принимал ключевые решения.

После успеха разошедшейся в количестве 4 миллионов штук модели Ford A, ставшей впоследствии образцом для нижегородских автостроителей, Форд взял за правило ежегодно обновлять модельный ряд (модель Ford T выпускалась с 1908 по 1927 год).

В 30-е годы Генри Форд активно внедрял в производство пластиковые материалы, сделанные из сельскохозяйственных продуктов, в частности соевых бобов. Пластиковые детали широко использовались на автомобилях Форда того времени, а в 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль, кузовные детали которого почти полностью были пластиковыми. Его масса была на 30% меньше обычного автомобиля того же размера, а прочность кузова была в 10 раз больше, чем стального. К тому же машина ездила на этиловом спирте.

Генри Форд скончался в возрасте 83 лет в собственном поместье Фер-Лейн в Дирборне 7 апреля 1947 года.

Одним из главных достижений Форда стал введенный им в 1913 году метод конвейерной сборки автомобилей, который позволил всего за один год поднять производительность труда на 40-60%.
Комментарии