branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки после Нового года дружно подорожали

Автопроизводители продолжают поднимать цены на иномарки. Несмотря на то, что машин на российской площадке становится все больше, подешевеют они очень не скоро. Лишь АвтоВАЗ официально пообещал не повышать цены...
Цены на автомобили поднимаются теперь в России практически каждые 2-3 месяца. Медленно, но верно машины становятся все дороже и дороже. На первый взгляд, каждое подорожание выглядит совсем незначительным ($100-300), но в итоге набегает кругленькая сумма. Например, если еще три года назад Ford Focus стоил $9900, то сегодня уже $12 500. Таким образом, увеличение составило почти 3 тыс. долларов, по тысяче долларов в год!


Очередное массовое подорожание произошло на этой неделе: цены на свою продукцию подняли лидеры рынка: Ford, Toyota и General Motors (Chevrolet). Может сложиться ощущение, что в условиях ажиотажного спроса автодилеры вправе поднимать цены, когда им заблагорассудится. Ну, в самом деле, обидно: почему, к примеру, одна и та же машина в США или Западной Европе стоит $20 000, а в России все – $50 000?

В Европе производители вынуждены время от времени снижать цены, потому что спрос там практически не увеличивается (как не увеличивается и численность населения). Практически во всех странах Европы продажи автомобилей местной сборки падают: на пятки наступают “азиаты”, поэтому европейцам ничего больше не остается, как идти на уступки.
Россия же, наравне с Китаем и Индией, относится к развивающемуся рынку и является той площадкой, где европейские и американские производители еще могут себе позволить ставить ту цену, которую считают нужной.

Как отмечает аналитик БД “Открытие” Халиль Шехмаметьев, поведение автопроизводителя определяется несколькими факторами: фазой выхода на рынок (завоевание рынка, удержание позиции, развитие ниши и т.д.), стадией, на которой находится производимая модель (новинка, уже давно производимая и т.д.), существующим спросом и ожиданиями будущих изменений (финансирование новых разработок, политика кредитования, курсы валют). Практически все факторы, связанные с выходом на рынок и развитием, актуальны для России в данный момент: производители инвестируют в производства, разрабатывают новые модели специально для России, импортируют в огромных количествах, строят дилерские сети. Себестоимость автомобиля также может меняться в зависимости от стоимости сырья, электроэнергии, рабочей силы и пр. “Кроме того, в России на цену автомобилей накладывает сильное влияние фактическая закрытость нашего рынка из-за относительно высоких пошлин и налогов”, – добавляет Х. Шехмаметьев. Все это приводит к тому, что в нашем экономическом контексте иностранные автомобили все еще считаются дорогим удовольствием.

Более того, для рядовых автолюбителей есть неутешительный прогноз: в ближайшее время цены на иномарки продолжат расти примерно в 2-5% в год. Помимо глобальных причин, есть и локальные: повышение цен на автомобили связано с устойчивым снижением курса доллара по отношению к рублю, ведь на американские и японские авто цены определяются в долларовом эквиваленте.

“Пока снижается курс, все производители, определяющие цены в долларах, будут вынуждены скорректировать их во избежание убытков, – комментирует директор по развитию отдела маркетинга и рекламы компании Genser Наталья Быкова. – При этом, в перерасчете на рубли, цены начала 2007 года на отдельные комплектации могут оказаться ниже цен начала 2006 года, особенно если учесть инфляцию”. Московские дилеры подчеркивают: в условиях продолжительного ажиотажного спроса очередное удорожание обычно никак не сказывается на продажах. Да и как это может сказаться, если, например, сейчас, в январе, заявки на Focus принимаются уже на декабрь 2007 года! Однако для регионов постоянное удорожание в $200-300 может стать существенным: инфляция инфляцией, а все-таки доходы у населения растут не так быстро.

Впрочем, альтернативы у регионов практически нет. Если европейцы, борясь за покупателя, предпочитают на внутреннем рынке цены снижать, то россияне вместо того, чтобы сделать то же самое, цены только поднимают. Отметим, что в прошлом году ВАЗ, стремясь следовать за рынком, неоднократно повышал цены, аж 7 раз! В целом за год цена на Lada выросла на рекордные 11,5%. Это крайне негативно сказалось на продажах, поэтому в этом году ВАЗ все-таки решил остепениться.

“На последнем совете директоров ОАО "АвтоВАЗ" был утвержден бюджет, – поясняет официальный представитель завода, – который предусматривает рост рентабельности, сокращение издержек и повышение эффективности производства. Отдельно на совете было отмечено, что все это будет происходить без увеличения стоимости авто!”

Однако, по мнению аналитиков, заводу не удастся избежать повышения цен в 2007 году. “При этом рост будет происходить как за счет выпуска новых моделей, так и за счет простого повышения цен на старые модели, – считает Х. Шехмаметьев. – Иначе они не справятся с заявленными в бизнес-плане показателями выручки”.

Таким образом, тем, кто собирается приобретать машину, можно посоветовать копить денежки. После того как автомобильный рынок обретет некоторую стабильность, уже можно будет рассчитывать на то, что цены остановятся, но произойдет это не так скоро. Как говорят аналитики, торможение будет происходить по мере выполнения Россией обязательств по снятию ограничений при вступлении в ВТО, а это как минимум ближайшие 10 лет…

Елена Костякова