branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автомобили разоряют своих производителей

Все крупные корпорации знали взлеты и падения. Это – непременный атрибут жизненного цикла любой организации. Но часто падения ставят создателей на грань выживания...
Rover
Rover
Все крупные корпорации знали взлеты и падения. Это – непременный атрибут жизненного цикла любой организации. В полной мере это относится и к миру автомобилей. Но часто падения ставят создателей на грань выживания. Примеров тому масса.

Один из последних – сложная судьба Rover . Последней моделью, разработанной компанией, стал Rover 75 – автомобиль харизматичный, но недостаточно успешный. Трудности у Rover начались еще в 80-х годах, когда в гамме начали появляться модели на базе платформ Honda. Тогда это вызывало всеобщее недовольство: внешность и техника от японцев, а качество – типично английское, то есть неудовлетворительное. Конечно, британцы пытались придать японским малолитражкам хоть малую долю британского аристократического лоска, но удавалось им это не так хорошо, как хотелось бы. И подобная политика принесла свои “плоды”: в 1994 году Honda отказалась от дальнейшего сотрудничества, и Rover попал под контроль BMW. Немецкое руководство с энтузиазмом взялось за возрождение марки. В 1998 году мир увидел Rover 75 – тогда создатели отзывались о нем как о “лучшем переднеприводном автомобиле для водителей”. Технически автомобиль многое позаимствовал у тогдашней BMW 3 серии. Салон поражал воображение: такую роскошь ожидали от Jaguar, но никак не от Rover. Но даже несмотря на эту отличную модель, Rover продолжал терпеть убытки, и в 2000 году BMW продала Rover некой финансовой группе Phoenix, забрав себе MINI и Land Rover. Новые управляющие также не смогли вдохнуть жизнь в агонизирующий механизм Rover, не помогли даже попытки популяризировать марку MG, продавая перелицованные Rover под этой маркой. Чем все закончилось – знают многие. Rover прекратил фактическое существование. Оборудование за бесценок продали китайскому концерну SAIC, который, потерпев неудачу в попытках приобрести и бренд Rover, выпустил новую марку Roewe. А сам бренд до сих пор принадлежит BMW.

Не менее грустная судьба постигла старейшую американскую марку Oldsmobile. Неграмотное управление и неудачная модельная политика привели эту марку к коллапсу. А во всем виноват бедж-инжиниринг. Началом “заката” стало появление моделей Bravada (в основе – внедорожный Chevrolet Blazer) и минивэна Silhouette (копия Pontiac TransSport и Chevrolet Lumina APV). Уже тогда покупатели не поняли скрытого смысла в приобретении дешевых и стандартизированных автомобилей, переплачивая за одну лишь престижную марку. Последней удачной моделью Oldsmobile можно назвать великолепный крупный седан Aurora – автомобиль был необычайно красив и продвинут в техническом плане. Но проблемы с качеством и завышенные цены не дали этой модели спасти ситуацию. Средний возраст покупателей приблизился к критической отметке в 60-70 лет, и руководство General Motors предпочло прекратить производство Oldsmobile. В похожем положении оказался в конце 90-х и Cadillac, но крайне удачные модели Escalade, XLR и CTS помогли бренду выжить. В данный момент в трудном положении находится Pontiac – продажи падают, а попытка искусственно расширить модельную гамму моделями вроде Torrent (в основе – кроссовер Chevrolet Equinox) пока к существенному росту продаж не привела.

Но самая трагическая история за последние 100 лет, несомненно – провал марки DeLorean в восьмидесятых годах. Талантливый инженер и бизнесмен Джон Захария ДеЛореан начинал свою карьеру еще в Packard, где разработал продвинутую по тем временам гидромеханическую трансмиссию Ultramatic. Далее последовала не менее успешная работа в конструкторском бюро General Motors, где он получил десятки патентов на свои разработки. Под его руководством была разработана культовая модель Pontiac GTO – в 1964 году 389-сильная версия этого автомобиля разгонялась до 96 км/ч менее чем за 5 секунд. В дальнейшем он сделал голвокружительную карьеру и в начале 70-х возглавил отделение Chevrolet. Но в 1972 году последовала отставка – ДеЛореан хотел больше свободы, а консерватизм совета директоров GM просто не давал ему развернуться. И он приступил к воплощению своей главной мечты – производству собственного автомобиля. Еще в 75 году он представил концептуальную разработку DeLorean Safety Vehicle (DSV), дизайн которой готовил сам Джорджетто Джуджаро из Italdesign. Серийный автомобиль получил наименование DeLorean DMC-12. Но уже сразу у ДеЛореана возникли проблемы с организацией серийного производства. Завод построили в Северной Ирландии, в городке Данмерри. Производство стартовало в 1981 году. Автомобиль получился крайне интересный: неокрашенный кузов, двери типа “крыло чайки”, шасси Lotus, мощный двигатель Renault. Но ДеЛореану не удалось продать те 9000 автомобилей, что были собраны до 1982 года, когда завод был закрыт правительством за долги. В том же 1982 году ДеЛореану предъявили обвинение в торговле наркотиками. Впоследствии он был оправдан, а многие аналитики до сих пор склонны думать, что обвинение было сфабриковано врагами ДеЛореана. Но, так или иначе, история интересного автомобиля на том оборвалась. Сам создатель этого автошедевра не терял надежды возобновить производство, но попытки так ни к чему и не привели. В марте 2005 года Джон Захария ДеЛореан скончался в возрасте 80 лет.

А его автомобиль таки получил общемировую известность, но лишь благодаря голливудскому режиссеру Роберту Земекису, который снял DMC-12 в своей сверхуспешной киноэпопее “Назад в будущее”.

Евгений Липовицкий