branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Водители ответят за все автомобили, на которых они ездили

Теперь даже чиновники признают, что закон об ОСАГО не обеспечивает заинтересованности в безаварийной езде…
Водители ответят за все автомобили, на которых они ездили
Водители ответят за все автомобили, на которых они ездили
На прошлой неделе Госдума в первом чтении одобрила поправки к законодательству об обязательном автостраховании, касающиеся учета аварийной истории страхователя. Потом, однако, обсуждение этого закона было отложено, так как оказалось, что новые изменения неприменимы по отношению к юридическим лицам, являющимся клиентами страховых компаний .

Речь идет о “привязке” страховой истории не к автомобилю, как это происходит сейчас, а к его владельцу. По сути, сейчас при смене автомобиля или переходе в другую страховую компанию аварийная история автомобиля обнуляется. Даже если владелец нового автомобиля в прошлом ни разу не попадал в аварию, льготных коэффициентов ему не полагается, и будет он платить наравне, к примеру, с завсегдатаем кузовных цехов, который страхуется впервые в новой компании. Вполне логично учитывать историю аварий водителя, а не того или иного автомобиля, хотя бы потому, что автомобиль – единица не постоянная. Депутаты, тем не менее, кроме вполне объективных причин для внесения поправок, сетуют на то, что сейчас закон об ОСАГО не обеспечивает заинтересованности в безаварийной езде.

По правилам за безаварийную езду каждый год страховщиком предусмотрена скидка на перезаключение договора, и чем длиннее безаварийная страховая история, тем большую выгоду получает владелец автомобиля, однако все это действует до тех пор, пока клиент страхует одно и то же транспортное средство. Это, по мнению правительства, противоречит самой идее обязательного страхования, которое должно поощрять аккуратных водителей и, в общем, дисциплинировать всех участников дорожного движения.

Однако при всей логичности и, казалось бы, очевидности нововведения, оно поставит страхователей, являющихся юридическими лицами, в заведомо проигрышное положение. Как считает Сергей Абалакин, директор центра страхования автотранспорта МРД РОСНО, если попытаться применить коэффициент бонус-малус (КБМ) в соответствии с поправкой к закону, по действующим тарифам получится, что владельцы одновременно нескольких автомобилей, в том числе юридические лица, окажутся в крайне невыгодном положении. Наличие страховой выплаты только по одному договору при продлении повлечет применение повышающего КБМ по всем договорам ОСАГО, заключенным данным владельцем. Если к вождению допущены несколько водителей, к расчету страховой премии применяется максимальный КБМ, определенный в отношении каждого водителя. Очевидно, что в случае принятия поправки потребуется внесение изменений в порядок применения страховых тарифов ОСАГО, а возможно, и в правила ОСАГО.

Другой неочевидной проблемой является вопрос об эффективном механизме учета или ведения страховых историй для каждого водителя. У нас ведь до сих пор нет единой страховой базы, и лишь некоторые страховые компании наладили обмен данными о клиентах. Именно поэтому возникает вполне логичный вопрос, сколько может потребоваться времени, чтобы определенная электронная база могла стать удобным для страховщика инструментом.

Вопрос о “привязке” аварийной истории к водителю все еще стоит на повестке дня и будет дополнительно обсуждаться в октябре. Однако после последнего заседания Госдумы стало ясно, что в том виде, в котором поправки к закону были представлены сейчас, они приняты не будут.

Среди других актуальных вопросов, касающихся ОСАГО, в Госдуме также обсуждают упрощенную схему страховых выплат, исключающую вызов ГАИ на место ДТП, и выделение лимита выплат на каждого потерпевшего в ДТП. Вместе с тем в ближайшее время никакие изменения не коснутся тарифов.

Елизавета Бадалова