branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ собираются объединять

Федеральное агентство по промышленности (Роспром) подготовил концепцию развития российского автомобилестроения, по которой крупнейшие автозаводы будут объединены в одну корпорацию...
Автоваз, ГАЗ и Камаз объединятся в одно предприятие
Автоваз, ГАЗ и Камаз объединятся в одно предприятие
Прогнозируемый в ближайшее время безвозвратный уход в прошлое кошмаров советского автомобилестроения, таких как «Ока» или «Волга» , почему-то рождает нездоровую активность у российских чиновников. Они понимают, что росавтопром сейчас с трудом противостоит натиску иномарок и стремятся всячески поддерживать отечественного производителя. Иногда эта помощь выливается в какие-то химерические формы.



Так, последним шедевром государственной автомобильной мысли стало письмо главы Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина президенту РФ Владимиру Путину с предложениями по стратегическому развитию автомобильной отрасли. Главным ноу-хау высокопоставленного чиновника является создание единой национальной автомобильной корпорации, в которую бы вошли крупнейшие российские автозаводы – АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ. Так как эти компании не являются друг для друга конкурентами, объединение должно пройти безболезненно.

Этот монстр должен будет производить все – легковые авто, грузовики, автобусы, занимая не менее 50% каждого из рынков. По мнению Б.Алешина, корпорация займет «заметное место в мировой автомобилестроительной иерархии с высоким уровнем капитализации». Для обеспечения будущего благополучия этот автомобильный главк предлагают осыпать золотым дождем на сумму до 8 млрд. долларов - 5 млрд. долларов предлагается до 2010 года инвестировать в НИОКР и в смежные производства двойного назначения, порядка 3 млрд. долларов поступят в виде государственных гарантий по кредитам.

Технически объединение будет не так сложно сделать. АВТОВАЗ недавно перешел под контроль государственного «Рособоронэкспорта», КАМАЗ уже многие годы контролируется госкомпаниями, и только ГАЗ пока является частным предприятием. Как отметили в пресс-службе «РусПромАвто», в состав которого входит ГАЗ, пока «акционерам завода никаких предложений о продаже предприятия не поступало, однако, надо думать, если их очень-очень попросят уступить завод (за солидную компенсацию, естественно), они сильно сопротивляться не станут".

АВТОВАЗ первым почувствует прелести госуправления. По мнению того же Б.Алешина, который теперь выбран членом совета директоров компании, часть расходов завода будет компенсироваться за счет бюджета. Для этого плану развития автопрома следует придать статус федеральной целевой программы, финансирование которой прописывается отдельной строчкой в бюджете. На этой неделе совет директоров компании должен принять план стратегического развития АВТОВАЗа. Согласно программе развития компании, в ближайшие годы АВТОВАЗу потребуется 2,5 – 3 млрд. долларов на обновление модельного ряда (запуск в производство новых моделей и создание новых платформ) и 1,5 – 1,8 млрд. долларов – на организацию производства малолитражных двигателей. Без государственной помощи завод может инвестировать не более 700 млн. рублей в год.

Другой вопрос, нужно ли кому это объединение? Необходимость создания "многопрофильной диверсифицированной корпорации" абсолютно не очевидна. Зачем объединять в одну компанию столь разные активы? С таким же успехом в корпорацию можно запихнуть и машиностроительные предприятия, и в итоге получим классический корейский «чебуль» - большинство из них, в свое время, плохо кончили.

Главный враг российского автопрома, по мнению главы Роспрома - иномарки. "Неуклонный рост продаж на российском рынке новых импортных автомобилей превращает конкуренцию в неравный бой", - отмечает автор письма. Но ведь происходит это просто потому, что иностранные компании собирают более современные и качественные автомобили, и усиление позиций иномарок в России можно прекратить, лишь запретив их продавать. А от иномарок надо не отгораживаться, а сотрудничать с ними, в том числе, за счет организации сборки их автомобилей у нас. И вообще, если бой неравный, зачем поддерживать падающего боксера. Все-таки нами руководят неисправимые оптимисты…
Самое грустное, что Владимир Путин согласился с концепцией, предложенной Роспромом, и теперь Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфин должны до 20 февраля доработать концепцию и представить свой доклад президенту. Так ведь могут стратегию и принять.

Сергей Самсонов