Autonews
Статьи

Автовладельцев научили бороться с эвакуаторами

Обсуждая очередные нововведения столичных и прочих властей (эвакуация автомобилей, платные парковки и пр.), на первый план, как правило, выносится материальная сторона дела. Между тем склонные называть платные инициативы не иначе как репрессиями правозащитники считают, что все эти «новинки» находятся вне закона. А незаконное изъятие денег у населения — мошенничество...
Автовладельцев научили бороться с эвакуаторами
Автовладельцев научили бороться с эвакуаторами
На прошлой неделе в Москве снова появились эвакуаторы, на сей раз они должны помогать освобождать улицы для их уборки. Из всех историй борьбы российских властей и автомобилистов история с эвакуаторами - самая острая и продолжительная, ей уже более 10 лет.

В 1993-1994 годах столичный градоначальник ввел на территории города практику эвакуаторов и блокираторов. Правозащитники сразу начали борьбу за права автомобилистов и в 1997 году одержали серьезную победу — Верховный суд признал незаконным постановление московского правительства о блокираторах и эвакуаторах, а Госдума почти одновременно внесла в старый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР примечание к ст. 115, категорически запрещающее эвакуацию транспортных средств из-за нарушения правил стоянки и остановки.

Между тем думцы работали над новым КоАП, в результате чего было решено отказаться от эвакуаторов. Тогда же исчезли штрафные талоны и баллы и, что важно, депутаты ввели в кодекс статью 12.36, карающую чиновников, гаишников и эвакуаторщиков за сам факт применения эвакуаторов в размере 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с обязательной конфискацией соответствующих машин и механизмов. К тому же, административный кодекс был приведен в соответствие с уголовным по части презумпции невиновности — сотрудник ГАИ должен еще доказать факт нарушения водителем ПДД и федерального (а не муниципального) законодательства и лишь через суд изъять водительское удостоверение.

«Однако своими законодательными инициативами мэр Москвы, к сожалению, неоднократно нарушил подписанный президентом КоАП и прочие кодексы (земельный, налоговый и гражданский)», — считает вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат России Леонид Ольшанский. Ведь кодекс этот российский, и его действие распространяется на всю территорию страны. В ст. 27.13 КоАП говорится, что транспортное средство должно быть возвращено после устранения причины задержания (водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, не имеет при себе документов).

Правозащитники рекомендуют защищать свою собственность. Во-первых, действующее законодательство разрешает защитить свое имущество, в том числе, путем физического противодействия эвакуаторщикам, а вместе с ним и присутствующему сотруднику ГАИ. Ведь невыполнением законного (именно законного) требования сотрудника милиции является требование, основанное на федеральном законе. В данном случае автовладельца защищают по меньшей мере две статьи: ст. 14 Гражданского кодекса («Самозащита гражданских прав») и ст. 37 Уголовного кодекса («Необходимая оборона»).

Другая ситуация возникает в случае, если припаркованный автомобиль был эвакуирован без присутствия его владельца. В этой связи показателен случай инженера-конструктора Игоря Горбатюка, когда эвакуаторщики переместили на штраф-стоянку припаркованную около одного из столичных рынков ржавую подставную «копейку». После письменного обращения в соответствующие инстанции последовал ответ с указанием на постановление столичного мэра и требованием оплатить эвакуацию и нахождение на штраф-стоянке. После долгих разбирательств суд постановил вернуть «Жигули» бесплатно и оплатить 1 000 рублей в качестве возмещения морального ущерба автовладельца.

Наконец, третий вариант противодействия незаконной эвакуации — получив квитанцию об оплате эвакуации и штраф-стоянки, и сняв с нее копию, обратиться в тот же суд с заявлением следующего содержания: «Я понимал всю противоправность действий эвакуаторщиков, но перемещенная ими машина очень была нужна мне и моей семье, и я вынужден был пойти на их условия — оплатить эвакуацию и стоянку. Теперь же я прошу обязать нарушителей в судебном порядке возместить мне потраченные средства и моральный ущерб».

Артур Саруханов