branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Mercedes Boxfish - вершина эволюции

Мировые автоконцерны часто воруют идеи друг у друга, но куда с большей охотой обкрадывают живую природу при разработке новых систем. Особенно в этом преуспел DaimlerChrysler...
Человек учится у природы
Человек учится у природы
О принципах бионики – науке о том, как славно применять в новейших технических достижениях так называемые "патенты природы" говорят много и давно. Постепенно разговоры переходят в дела. Например, такое полезное изобретение, как парковочный радар (в простонародье - парктроник) работает по тому же принципу, который позволяет летучим мышам уверенно маневрировать в полной темноте, никогда не натыкаясь на препятствие. Оказывается, эти, с позволения сказать, ночные птахи, не то, что хорошо видят ночью глазами, они вообще ничего ими не видят!

Передвижение осуществляется исключительно благодаря ушам. Летучая мышь посылает высокочастотный ультразвуковой сигнал и улавливает его отражение от препятствий. Так что, когда в вашей машине завывает парктроник, обеспокоенный здоровьем заднего бампера, благодарите летучих млекопитающих из отряда грызунов.

Еще один пример. Американские ученые, видимо перечитав русской классической литературы, решили «подковать» насекомое. Дабы не повторяться, эксперименты решили проводить на тараканах. Цель – создание автомобиля без водителя, а вернее сенсорной системы, которая сама будет управлять машиной и не допустит столкновения с другим транспортным средством. В общем, эти милые домашние животные привлекли внимание исследователей тем, что их нервная система настроена на постоянный контроль и анализ окружающей среды. Грубо говоря, когда их начинаешь ловить, они очень грамотно уварачиваются и делают это рефлекторно, то есть, не задумываясь ни на секунду.

Другие назойливые насекомые – мухи, клопы и жучки-листоеды - тоже делают свой весомый вклад в мировое автомобилестроение. Немецкие исследователи Института биологии полным ходом изучают устройство прикрепительных органов и механизм их работы. Раскручиваемые на скользкой миниатюрной центрифуге «добровольцы» демонстрировали чудеса цепкости при скорости 2000 оборотов в минуту. Когда секрет «подошв» их лапок раскроют, полученные данные будут использоваться при разработке автомобильных шин.

Но по сравнению с достижениями DaimlerChrysler все это кажется детским лепетом. Специалисты концерна совместно с биологами создали бионический автомобиль, идею которого инженерам подсказала маленькая тропическая рыбка. Boxfish или рыбка-коробочка на вид угловатая и неуклюжая, на деле же очень обтекаемая и шустрая. У нее очень много общего с автомобилями: увёртываясь от хищников в кораллах, она должна сохранить своё движение с наименее возможным потреблением энергии. Плюс должна противостоять высокому давлению и защищать своё тело при столкновениях. А также протискиваться в очень узких местах в поисках пищи.

Кроме того, чешуя этого морского обитателя обладает необычайной прочностью, что защищает ее от хищников и кораллов. Когда биологи сообщили все сведения о рыбке инженерам, те воскликнули: наконец-то мы нашли, то, что искали! И принялись за дело. Тесты в аэродинамической трубе показали, что форма концепта имеет коэффициент обтекаемости 0,06 – немыслимо низкий для любой машины. Конечно, пока рыбку превращали в реальный автомобиль со всеми его разъёмами – обтекаемость ухудшилась. Тем не менее, результат Bionic Car удивил даже самих авторов. Коэффициент обтекаемости 0,19 для машины отвечающей всем стандартам пассивной безопасности и комфорта – это выдающийся параметр.

При конструировании каркаса концепта авторы также вдохновлялись природой. Форму кузовных панелей создали на основе природных принципов "костеобразования" а двери имеют 6-угольную форму чешуек, что увеличило их прочность на 40%.

Длина машины составляет 4,24 метра, ширина 1,82 метра, а высота 1,59 метра. Две двери открывают доступ к четырём раздельным сиденьям. Автомобиль оборудован экономичным 140-сильным дизельным мотором, который на сотню километров потребляет в среднем лишь 4 литра солярки. При максимальной скорости 190 км/ч, разгон занимает 8,2 секунды. Одним словом, автомобиль получился необычным как снаружи, так и внутри. Вот только о его возможном производстве ничего не сообщается. Наверное, потому, что для солидного Mercedes это слишком радикальный дизайн. Да и покупателей на этот автомобиль-рыбу найдется не много. Чтобы создать такое чудо потребовалось 6 миллионов долларов.

Владимир Марамышкин