Главные нововведения для водителей в 2026 году. К чему готовиться
В России в 2026 году заработают целый ряд важных нововведений для водителей. К чему им готовиться — в обзоре Autonews.ru.
Рейтинг автошкол
В России в 2026 году заработает рейтинг автошкол. Соответствующий законопроект уже одобрен депутатами Госдумы. Список учебных заведений будет доступен для ознакомления всем гражданам. Рейтинг сформируют на базе данных о проценте сдачи экзаменов учениками школ и количестве аварий с участием выпускников учебных заведений. По мнению властей, это нововведения положительным образом повлияет на качество обучения кандидатов в водители, а также поможет снизить число ДТП.
Новые цены на эвакуацию машин
С 1 января 2026 года в Москве подорожает перемещение и хранение автомобилей на штрафстоянках. При этом в департаменте транспорта столицы уточнили, что стоимость эвакуации машин нарушителей все равно останется ниже фактических затрат города на эти цели. С начала следующего года несознательным водителям придется платить следующие суммы:
- перемещения мотоциклов и автомобилей с моторами мощностью до 80 л.с. обойдется в 8,5 тыс. руб. (сейчас 7,6 тыс.),
- перемещение автомобилей с моторами мощностью от 80 до 250 л.с обойдется в 12,45 тыс. руб. (сейчас 11,4 тыс. руб.),
- перемещение автомобилей мощностью более 250 л.с. обойдется в 12 450 руб. (сейчас 11 845 руб.).
За хранение своих машин на штрафстоянках нарушители с 1 января будут платить от 1360 до 3040 руб. (первые сутки остаются бесплатными). Также в 2026 году продолжит действовать 25% скидка при быстрой оплате постановления. На данный момент минимальный тариф за хранение автомобиля на штрафстоянке составляет 1210 руб.
Новый утильсбор
Помимо новых правил расчета утилизационного сбора, которые вступили в силу в декабре, с 1 января будут проиндексированы и сами ставки этого налога. Постановление об их ежегодном увеличении на 10–20% было принято еще в 2024 году. По мнению экспертного сообщества, новые тарифы скажутся на финальной цене автомобилей в России.
В свою очередь, власти считают, что новый утилизационный сбор не окажет существенного влияния на стоимость автомобилей российской сборки. Как ранее заявил первый вице-премьер Денис Мантуров, в России сейчас производят машины практически всех «наиболее популярных сегментов».
Повышение транспортного налога
В 2026 году в России также запланировано повышение транспортного налога. Правда, тут речь идет только о нескольких регионах.
Например, в этот список попала Московская область. Там ставка со следующего года увеличится на 1-4 руб. Минимальный налог действует в отношении машин мощностью до 100 л.с. С 2026 года он составит 14 руб. за одну лошадиную силу (сейчас 10 руб.). В свою очередь, ставка для машин, оснащенных двигателями с отдачей 100-150 л.с. вырастет с 34 руб. до 35 руб. Для владельцев автомобилей мощностью до 200 л.с. налог увеличится с 49 руб. до 50 руб.
Стоит учесть, что Подмосковье повышает налог вслед за Москвой, где изменения были внесены год назад. В этих и ряде других регионов ставки транспортного налога не пересматривались более десяти лет. За этот срок накопленная инфляция превысила 100%.
Власти при этом обещают сохранять действующие льготы по транспортному налогу в том числе для ветеранов и инвалидов первой и второй группы.
В Федеральной налоговой службе ранее заявляли, что собранные деньги идут в том числе в дорожные фонды.
Помимо Московской области транспортный налог повысится в:
- Оренбургской области,
- Ростовской области,
- Рязанской области,
- Калининградской области,
- Волгоградской области,
- Липецкой области,
- Красноярском крае.
Закон о локализации такси
В России с 1 марта 2026 года вступит в силу закон о локализации такси. Согласно нововведению, заниматься перевозками можно будет только на определенных машинах. Всего к таким автомобилям предъявляют два правила:
- общее число баллов локализации при производстве машины соответствует параметру, установленному правительством для госзакупок (3,2 тыс. баллов)
- автомобиль был произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Как считает вице-премьер Денис Мантуров, новый закон должен положительно повлиять на российский рынок. По словам чиновника, в первую очередь он простимулирует продажи автомобилей отечественного производства
В октябре Минпромторг опубликовал предварительный списком машин, которые будут допущены для работы в такси. На данный момент в него попали 20 моделей. Впрочем, в ведомстве не исключили, что этот реестр будет обновляться и расширяться. Сейчас в списке следующие автомобили:
- Lada (Granta, Iskra, Vesta, Niva Travel, Niva Legend, Aura, Largus);
- УАЗ («Патриот», «Хантер»);
- Evolute (i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet, i-Space);
- Voyah (Free, Dream, Passion);
- «Москвич» (3, 3е, 6, 8).
Камеры против водителей без ОСАГО
C 2026 года камеры могут начать вычислять водителей без полисов ОСАГО. Соответствующий законопроект в ноябре был одобрен Госдумой в первом чтении. Более того, необходимый функционал у комплексов уже есть. Если документ получит окончательный «зеленый свет», водители будут получать не более одного штрафа в 24 часа независимо от количества зафиксированных нарушений. На данный момент санкция за езду без ОСАГО составляет 800 руб., а за повторное нарушение придется заплатить уже от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Ограничения для курьеров
Вполне можно ожидать в 2026 году новых поправок в ПДД, которые коснутся курьеров-доставщиков. На наличие проблем с такими «водителями» недавно указал президент России Владимир Путин. Он поручил МВД, мэрам городов и руководителям регионов представить предложения для решения вопроса с организацией движения.
Новые камеры для пешеходов
Не останутся без внимания властей в 2026 году и нарушители-пешеходы. Речь идет о несознательных гражданах, которые перебегают железнодорожные пути в неположенном месте. Вычислять таких нарушителей Минтранс предложил с помощью камер по аналогии с водителями. На данный момент уже ведется публичное обсуждение этого законопроекта.
В случае положительного исхода, властям придется вносить изменения в законы «О персональных данных» и «О железнодорожном транспорте» для установки автоматических камер фотовидеофиксации в зонах повышенной опасности.