Дороги, 29 мар, 11:04

Трасса «Скандинавия»: как по ней ездить и где идет реконструкция

Трасса «Скандинавия» соединяет Россию с Финляндией. Через какие города проходит маршрут, где встречаются опасные участки и когда завершится реконструкция
Читать в полной версии
(Фото: rosavtodor.gov.ru)

Характеристика трассы «Скандинавия»

Трасса «Скандинавия» начинается в Санкт-Петербурге и заканчивается на контрольно-пропускном пункте на границе с Финляндией. По ней из Северной столицы можно добраться к крупнейшим портам Приморск и Выборг, Светогорскому целлюлозно-бумажному комбинату и многочисленным поселкам коттеджной застройки.

Другое название трассы — А181. Так она обозначается на карте. До 2017 года автодорога входила в состав автодороги М10. То есть это фактическое продолжение маршрута, который проходит через Москву, Тверь, Великий Новгород и заканчивается в Санкт-Петербурге.

Также трасса является частью европейского маршрута E18, соединяющего скандинавские страны с Великобританией, Финляндией и Россией. Собственно, поэтому она и получила свое название — «Скандинавия».

Трасса «Скандинавия» на карте: маршрут

Фото: Яндекс.Карты

Общая протяженность дороги А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой составляет 188,646 километра. Маршрут проходит по Карельскому перешейку через населенный пункт Огоньки, вдоль озер Нахимовское и Глубокое, через поселок Толоконниково, в обход города Выборга, через поселок Кондратьево, МАПП «Торфяновка» и заканчивается на государственной границе с Финляндией. После границы трасса переходит в автодорогу Valtatie 7 в направлении Хельсинки (208,36 километра).

Таким образом, маршрут по дороге А181 из Санкт-Петербурга в скандинавские страны условно делится на три участка.

Ленинградская область

Маршрут начинается на 47-м км автодороги А181. Он проходит восточнее Зеленогорска, рядом с населенными пунктами Первомайское, Победа, Кирпичное, Гаврилово и Первое. Протяженность участка чуть меньше 100 км.

Выборг

Трасса продолжается севернее Выборга, за бухтой Защитная. Можно проехать участок, не посещая город. Если заехать в Выборг, то на выезде нужно свернуть на развязку возле озера Голубое и вернуться на трассу по Калининскому шоссе. Выезжать нужно налево, чтобы с правой стороны был населенный пункт Селезнево. Далее крупных ответвлений не будет. От Выборга до границы с Финляндией 63 км.

Финляндия

До пересечения государственной границы есть населенный пункт Торфяновка, где расположен многосторонний автомобильный пункт пропуска. После пересечения границы «Скандинавия» плавно переходит в трассу Valtatie 7. Если нигде не сворачивать, по ней можно доехать до столицы Финляндии — Хельсинки.

Состояние трассы «Скандинавия»

Масштабная реконструкция трассы продолжается до сих пор. Состояние на разных ее участках различается. Там, где работы завершены, встречается широкополосное шоссе с качественным дорожным покрытием, но где-то осталось старое дорожное полотно с ямами.

Трасса А-181 «Скандинавия» (Фото: rosavtodor.gov.ru)

Например, по отзывам автомобилистов, от Огоньков до Санкт-Петербурга можно с комфортом проехать по дороге с четырехполосным покрытием. А вот участок в Выборгском районе все еще является проблемным. Здесь в настоящее время продолжаются дорожные работы, из-за которых регулярно ограничивают движение до 40–50 км/ч и организуют временные объезды. Так, 21 ноября 2023 года на 118-м км дороги четыре раза за день перекрывали проезд в связи с переустройством линий электропередач. О предстоящих ограничениях на ремонтируемых участках правительство Ленобласти и Упрдор предупреждают автомобилистов на своих официальных сайтах и в СМИ.

Инфраструктура трассы А181, по отзывам водителей, развита хорошо. По пути следования маршрута часто встречаются автозаправки, кафе, охраняемые автостоянки и отели.

Опасные участки

В 2016 году из-за высокой аварийности «Скандинавия» вошла в список самых опасных дорог России. На ней в среднем гибло три человека на каждые 10 км. В итоге в народе трассу «Скандинавия» прозвали «трассой смерти». Изначально дорогу спроектировали трехполосной, с центральной полосой для обгонов. Позже такую организацию движения запретили, и разметку перерисовали на две полосы, оставив широкие обочины. Так появились проблемы с фурами, которые курсировали из Санкт-Петербурга в Финляндию и обратно: водители часто шли на рискованные обгоны и попадали в ДТП. 

Была и главная проблема — появилась неофициальная третья полоса посередине трассы. Чтобы пропустить обгоняющие легковушки, большегрузы съезжали на широкую обочину, освобождая место для маневра. Проблема в том, что на «третью полосу» выезжали водители с обоих направлений. В итоге происходили лобовые столкновения. 

Кроме того, дорогой пользовались самосвалы, которые возили песок из карьера в Горелово. От них на дороге оставалось много грязи, которая залепляла стекла у легковушек, создавая дополнительные проблемы водителям. Также авариям способствовало превышение скорости автомобилистами, пересекшими границу.

После реконструкции и увеличения количества полос на большинстве участков трассы статистика автомобильных аварий заметно снизилась. В том числе благодаря искусственному освещению и заборам, ограждающим дорогу от животных. Сегодня «Скандинавия» превращается в безопасную и комфортную дорогу первой категории с расчетной скоростью 120 км/ч, что делает ее более безопасной, чем раньше.

Реконструкция трассы «Скандинавия»

Трасса А-181 «Скандинавия» (Фото: rosavtodor.gov.ru)

Необходимость масштабной реконструкции дороги была вызвана ростом автомобильных потоков на данном направлении. С 2000-х годов интенсивность движения в направлении Петербург — Выборг — граница Финляндии увеличилась на тот момент в три раза. В день по трассе проезжало более 42 000 автомобилей. В связи с этим существующая двухполостная проезжая часть перестала справляться с нагрузками.

Трассу «Скандинавия», построенную в 1994 году, реконструируют с 2015 года (подрядчик — АО «ВАД»). Стоимость реконструкции оценивалась в 100 млрд руб. Весь проект был разбит на пять участков. В октябре 2016 года был открыт первый участок, от Западного скоростного диаметра до дороги Парголово — Огоньки (c 47-го по 52-й км). Спустя два года — следующий, до поселка Огоньки (по 65-й км). Благодаря расширению проезжей части с двух до шести полос пропускная способность дороги увеличилась в три раза. Стоимость его реконструкции составила 11,2 млрд руб.

По информации пресс-службы Росавтодора, сегодня полностью реконструированы участки трассы с 47-го по 100-й км. Здесь дорогу расширили с двух до шести полос движения, встречные потоки разделили бетонным ограждением и полностью обеспечили освещением. А также реконструировали и построили шесть транспортных развязок, четыре моста, четыре скотопрогона и семь путепроводов на разных уровнях, позволяющих обеспечить движение автолюбителей без остановок по федеральным и региональным трассам.

В дорожном ведомстве подчеркивают, что до начала реконструкции надземных пешеходных переходов над трассой не было в принципе. Для того чтобы обеспечить безопасное пересечение федеральной дороги, при проектировании специалисты предусмотрели семь таких объектов. Три из них уже построены на введенных в эксплуатацию участках (47–100-й км), четыре сейчас строят в районе поста ДПС на 132-м км, СНТ «Ручьи» и поселка Черкасово, поселка Толоконниково, СНТ «Восход» и поселка Кирилловское.

Четыре развязки возводят на пересечении федеральной трассы с подъездами к поселкам Черкасово, Смирново, Лейпясуо и региональными дорогами Огоньки — Стрельцово — Толоконниково, Моховое — Ключевое. Разведение транспортных потоков в разные уровни, исключение левых поворотов на дороге категории IБ не только повысят уровень безопасности движения, но и сократят время в пути, отмечают в правительстве Ленобласти.

Обновленный участок федеральной трассы А-181 «Скандинавия». Россия, Санкт-Петербург. 29 октября 2016 года (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

Планы реконструкции в 2024 году

В настоящее время на трассе продолжается реконструкция участка с 100-го по 134-й км. По информации пресс-службы Росавтодора, на всем протяжении двух участков от поселка Кирилловское до начала обхода Выборга будет смонтировано почти 68,5 км линий освещения. Дорожники установят 43 км сетчатого ограждения с обеих сторон проезжей части для того, чтобы предотвратить аварии с участием диких животных. А на 105-м и 117-м км построят скотопрогоны в насыпи дороги.

«В 2024 году на участке планируются работы по переустройству инженерных сетей, системы водоотведения, устройству земляного полотна и дорожного покрытия. Также появятся площадки отдыха, транспортные развязки и искусственные сооружения на них», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Кроме этого, на всем протяжении участка с 100-го по 134-й км будет обеспечено наружное освещение. На отрезке со 122-го по 134-й км возведут надземные пешеходные переходы, будут выполнены все необходимые мероприятия по организации дорожного движения и благоустройству полосы отвода. Все полосы, как и на других реконструированных участках, доведут до уровня IБ.

Как сообщает пресс-служба правительства Ленобласти, реконструкцию трассы «Скандинавия» планируют полностью завершить в 2024 году.

Новая трасса М-11: скорость, стоимость, протяженность и другие детали Трасса М-7 «Волга»: схема на карте, состояние, отели, заправки, кафе Трасса М-12 от Москвы до Тюмени: что известно и сколько стоит