Важные изменения для водителей, 31 янв 2023, 21:17

Упрощенные автомобили в России будут выпускать до 1 июня. Что важно знать

После 1 февраля в России должны были запретить производство упрощенных автомобилей без ABS, а физлицам запретить ввоз машин без ЭРА-ГЛОНАСС. Сроки перенесли на 1 июня
Читать в полной версии
Фото: АвтоВАЗ

В России автопроизводителям до 1 июня продлят возможность выпускать упрощенные модели без ряда популярных опций и с моторами пониженных экологических классов, выяснил Autonews.ru. Кроме того, как сообщили Autonews.ru источники в отрасли, физлицам пролонгируют разрешение на ввоз машин из-за границы без обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС. Ранее планировалось, что с 1 февраля эти льготы перестанут действовать.

Позже, вечером во вторник, 31 января, в правительстве сообщили о продлении сроков действия постановления от 12 мая 2022 года № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Соответствующий документ был опубликован на портале правовой информации. Постановление в том числе разрешает производить выпуск упрощенных моделей автомобилей. Кроме того, этот же документ разрешает регистрацию автомобилей в ГИБДД без оснащения системой ЭРА-ГЛОНАСС — речь идет только о ввезенных машинах физлицами.

Производство упрощенных моделей автомобилей

Согласно обновленному в 2022 году законодательству, столкнувшиеся с санкциями автопроизводители получили возможность выпускать упрощенные модели.

Фото: АвтоВАЗ

Такие нормы были прописаны в постановлении правительства от 12 мая 2022 года № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». При этом срок действия документа истекал после 1 февраля 2023 года. Это означало, что отечественные производители должны были перестать экономить и начать выпускать полноценные машины. Однако благодаря сохранению льгот упрощенные модели продолжат сходить с конвейеров.

Продленные льготы позволяют:

  • производить автомобили без антиблокировочной системой тормозов (АБС);
  • производить автомобили без системы контроля устойчивости (ESP и прочих);
  • устанавливать экологичные моторы класса ниже Евро-5 (Евро-0, 1, 2, 3, 4);
  • не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Правилами предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих, но при регистрации таких автомобилей на территории России и в странах-партнерах, в документах на технику вносят отметки о том, что машины изготовлены в особом порядке. В России этим документом выступает электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).

Возможность выпускать упрощенные модели есть у следующих автобрендов:

  • УАЗ;
  • КамАЗ;
  • ПАЗ;
  • ГАЗ 3302;
  • Lada.
Фото: АвтоВАЗ

Примечательно, что выезжать на таких упрощенных автомобилях из России можно только в те государства, с которыми достигнуты взаимные двусторонние соглашения. С 2022 года такая принципиальная договоренность достигнута только между Россией и Белоруссией.

В пресс-службе АвтоВАЗа отказались комментировать продление льготы. При этом там подтвердили Autonews.ru, что в 2023 году вернут ABS в комплектацию автомобилей. В пресс-службе УАЗа также на стали отвечать на этот вопрос.

«Что касается нашего производства, сообщаем, что продолжаем вести активную работу по развитию компонентной базы. На данный момент многое из запланированного уже реализовано, ряд перспективных решений еще в процессе. И в обозримом будущем мы непременно проинформируем вас о планах и новшествах», — отметили в компании.

В Минпромторге на запроc Autonews.ru не ответили.

Аналитик в области автомобильной промышленности Владимир Беспалов уверен, что еще некоторое время спрос на упрощенные автомобили без ряда опций в России будет сохраняться. Он объяснил это тем, пока спрос на новые модели в стране не удовлетворен. «Потенциал рынка — около 1,5 млн автомобилей. И существующие предложения удовлетворить его не могут. Машины стоят очень дорого, модельные ряды ограничены: кто-то из автокомпаний просто не может производить прежние версии, кто-то вообще стоит. АвтоВАЗ пока не может полностью заместить поставщиков нужных комплектующих. Поэтому упрощенные машины будут покупать», — сказал Беспалов Autonews.ru.

При этом эксперт уверен, что продление возможности выпускать машины без ряда важных опций — временная мера. «Сейчас льготу продлят, позже в правительстве снова оценят ситуацию на рынке. Но к тому времени будет налаживаться параллельный импорт, будет происходить постепенное насыщение рынка. Поэтому те меры исключительного характера будут постепенно отменяться. И, конечно, в Россию должны возвращаться модели с ABS, подушками безопасности, экологичными моторами — ситуация будет меняться по мере поиска новых поставщиков», — считает эксперт.

В свою очередь представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru заявил, что ожидает расширения возможностей для автокомпаний по выпуску упрощенных моделей. «Упрощенные автомобили, безусловно, будут производить еще долгое время. Может быть, в правительстве даже расширят возможности для отказа от других привычных опций. Так, мы уже видим, что АвтоВАЗ выпускает машины без центральных замков. Количество ограничений будет нарастать», — считает Шапарин.

При этом эксперт обратил внимание, что чем более упрощена модель, тем она менее безопасна.

Частникам разрешат и дальше ввозить автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС

Согласно этому же решению правительства, также после 1 февраля 2023 года должен был прекратить действовать упрощенный порядок регистрации автомобилей, ввозимых частными лицами из-за границы. Он позволял частным лицам ввозить машины в Россию и регистрировать их в ГИБДД без доустановки системы ЭРА-ГЛОНАСС. Теперь этот срок продлят — также до 1 июня 2023 года.

До начала действия льготы обустройство ввозимых машин комплектом такого оборудования было обязательным условием для ввоза и постановки автомобиля на учет в ГИБДД как для физлиц, так и для юрлиц.

Фото: Autonews.ru

Дело в том, что из-за санкций со стороны недружественных государств у российских производителей систем вызова экстренных служб возникли перебои с комплектующими. Чтобы компании-производители систем вызова экстренных служб перенастроили логистические цепочки для получения нужных комплектующих была введена временная мера поддержки: ЭРА-ГЛОНАСС стал необязательным.

Кроме того, такая отсрочка позволила снизить цены, которые продавцы кнопок заметно повысили на фоне подорожания комплектующих. Так, россияне, которые купили автомобили за границей, жаловались на невозможность зарегистрировать их в ГИБДД. Без кнопок системы ЭРА-ГЛОНАСС сделать это было нельзя, но при этом сами кнопки оказались в дефиците и стоили более 100 тыс. руб. за весь комплекс услуг включая установку. Позже кнопка вновь стала обязательной для юрилиц, при этом физлицам льготу сохранили, а теперь продлили.

Сейчас, как рассказали Autonews.ru в АО «ГЛОНАСС», устройства можно купить в партнерской сети компании по рекомендованной цене 32,5 тыс. руб. По информации АО «ГЛОНАСС», у импортеров не возникает проблем с приобретением и качественной установкой кнопок SOS.

В пресс-службе АО «ГЛОНАСС» пояснили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 октября 2022 года оснащают автомобили, ввозимые в Россию, устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), подключенными к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». За период с 1 октября 2022 года по 31 января 2023 года к «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено свыше 8 тыс. таких транспортных средств.

«В 2022 году в контакт-центр АО «ГЛОНАСС» поступило свыше 12,5 млн экстренных вывозов — на 57% больше, чем в 2021 году (7,9 млн). В январе 2023 года система уже приняла и обработала более 1,1 млн тревожных сигналов. Большинство вызовов, потребовавших реагирования спасателей, поступили в автоматическом режиме — когда водители и пассажиры не могли самостоятельно вызвать помощь», — сообщили в АО «ГЛОНАСС».

Там добавили, что общее количество сообщений, полученных с 2015 года, с начала работы «ЭРА-ГЛОНАСС», достигло 30 млн. За первый месяц 2023 года к «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено 25,5 тыс. автомобилей. Всего в системе сегодня зарегистрировано 9,2 млн. транспортных средств.

Антон Шапарин назвал продление возможности ввоза машины без кнопок логичным. «Нужные чипы в России не производят, пока вопрос с их доступностью не решен. И на фоне того, что у нас можно производить упрощенные модели, странно требовать дополнительно устанавливать высокотехнологичные приборы на ввозимые автомобили. При этом установка рекомендованной цены еще не значит, что кнопки не будут скупать и перепродавать дороже, когда они вновь станут обязательными для всех физлиц. Но говорить о том, что установку системы сделают добровольной, не приходится — это целый отдельный рынок», — сказал эксперт.

В свою очередь аналитик Беспалов признал, что возможность сэкономить при ввозе машины, безусловно, делает этот процесс более привлекательным для автомобилистов. Однако он указал, что главная проблема на рынке — дефицит доступных автомобилей.

«Водители ищут способы сэкономить, но ключевой момент — это насыщение рынка, которое должно привести к появлению новых и более дешевых моделей», — указал эксперт.

Как заключил Беспалов, только в таком случае, при отсутствии резких скачков курса иностранной валюты, цены на автомобили должны стабилизироваться.