Статистика продаж автомобилей, 05 авг 2022, 05:00

Авторынок в России начал восстанавливаться: 5 выводов по итогам июля

Рост доли китайских моделей, провал популярных седанов и лифтбэков, спасение для АвтоВАЗа и другие важные нюансы российского авторынка во второй месяц лета
Читать в полной версии
Фото: Autonews.ru

Ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в июле 2022 года вызвал противоречивые чувства. С одной стороны, налицо первые признаки постепенного восстановления рынка, с другой — до показателей прошлого года еще очень далеко. Autonews.ru разобрался в июльских данных по продажам и нашел сразу 5 важных фактов, на которые стоит обратить внимание.

Спрос на авто начал восстанавливаться

Спрос на новые автомобили в России начал постепенно восстанавливаться. Так, в июле 2022 года было продано 32 412 машин. Эти цифры превышают показатели июня и мая, когда в стране было реализовано 27 761 и 24 268 автомобилей соответственно. Несмотря на положительную динамику, по сравнению с 2021 годом продажи машин в стране остаются на очень низком уровне: минус 74,9%. Основная причина таких показателей — нехватка машин у дилеров. Большинство компаний приостановили ввоз автомобилей и их выпуск на территории страны, а Renault и General Motors решили и вовсе покинуть российский рынок.

По прогнозам экспертов, рынок и дальше будет наращивать объемы небольшими темпами, но достичь показателей прошлого года вряд ли удастся. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев считает, что по итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России могут упасть на 50%. С похожим прогнозом выступил замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тигран Парсаданян. По его словам, продажи легковых автомобилей в России могут снизиться на 55%.

АвтоВАЗ наращивает продажи

Продажи АвтоВАЗа в июле составили 10 323 автомобиля, что на треть больше, чем в июне. Спасибо надо сказать «упрощенным» версиям Granta и Niva, которые начали выпускать в Тольятти. У таких машин отсутствуют АБС и подушки безопасности, но они стоят меньше обычных модификаций. Более того, в АвтоВАЗе обещают в ближайшее время отправить дилерам ограниченные партии Lada Largus и обновленной Lada Vesta.

Фото: Autonews.ru

В июле самой популярной моделью АвтоВАЗа стала Lada Granta, которая разошлась тиражом 6541 штука. На втором месте — Lada Vesta (1631 штука). Первую тройку замыкает Lada Niva (980 внедорожников).

Доля китайцев растет

Сразу два китайских бренда попали в топ-10 самых популярных марок в России. Haval и Geely смогли продать 1973 и 1902 автомобиля соответственно. Таким образом, обе китайские компании нарастили свою долю примерно до 5%. Такие показатели объясняются тем, что в отличие от европейских, американских и японских производителей бренды из Поднебесной не приостанавливали свою деятельность в России. Так, Haval продолжает собирать кроссоверы на заводе в Тульской области, а Geely экспортируются к нам из Белоруссии.

Что касается отдельных моделей, то пятое место в общем рейтинге популярности занял кроссовер Haval Jolion. За месяц эта машина разошлась тиражом 1050 экземпляров. Китайскому автомобилю совсем немного не хватило, чтобы догнать Hyundai Creta (1306 единиц), которая носит титул самого популярного SUV на российском рынке. Также в первую десятку самых продаваемых моделей вошел Geely Coolray (шестая строчка с показателем 995 штук).

Три популярные модели ушли в глубокий минус

В июле в России рухнули продажи некогда популярного седана Hyundai Solaris. За месяц на нашем рынке корейцы продали всего 385 Solaris, что на 90% меньше показателей прошлого года (тогда россияне купили 4592 машины). В результате Solaris опустился на 19-е место в рейтинге, хотя до этого регулярно попадал в первую пятерку самых популярных моделей в России. Впрочем, не лучшим образом обстоят дела и у лифтбэков Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Продажи этих машин упали на 90% и составили 398 и 389 штук соответственно.

Фото: Autonews.ru

Причем все три модели можно найти в дилерских центрах (во всяком случае, в Москве). Другое дело, что цены на эти автомобили «кусаются». Например, Hyundai Solaris в средней комплектации с механической коробкой передач стоит 1 524 000 руб. Volkswagen Polo в базовой версии Respect с 1,6-литровым двигателем (110 л.с.) и механикой в крупном дилерском центре оценили в 1,6 млн руб. Наконец, за двухпедальную Skoda Rapid менеджер торговой компании попросил более 1,8 млн руб.

Продажи премиальных марок стремительно падают

Июль ознаменовался серьезным падением рынка премиальных автомобилей. Настоящий антирекорд принадлежит Lexus, чьи продажи рухнули сразу на 99% и составили всего 19 машин. Также тяжелый период переживают Volvo и Porsche, которые продали в июле 18 и 16 машин соответственно, что на 97% ниже показателей за аналогичный период 2021 года. У Jaguar продажи упали на 94% (компания передала клиентам всего 5 машин). Непросто обстоят дела и у Land Rover — 21 автомобиль (-96%). Столько же машин в России смогла продать японская марка Infiniti (-83%). Genesis (премиальный бренд Hyundai) в июле продал 110 машин (-65%).

Нормализации положения на рынке премиальных моделей пока ждать не стоит. Дело в том, что среди наложенных на Россию санкций есть запрет на ввоз автомобилей из США дороже $50 тыс., из Европы дороже €50 тыс., а из Японии — тех, чья стоимость превышает 6 млн иен, то есть около $47 тыс. по текущему курсу. И даже при нормализации логистических цепочек многие премиальные модели на наш рынок попасть не смогут.