Мошенники, 29 апр 2022, 05:00

Автоподставщиков начали вычислять с помощью камер: как это работает

ГИБДД и страховщики рассказали про поимку автоподставщиков с помощью камер: инспекторы научились определять многократность участия проблемных машин в ДТП. Работа идет в ручном режиме, но по номеру можно отследить всех
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

О вычислении автоподставщиков с помощью дорожных камер рассказали страховщики и представители региональных подразделений ГИБДД. Как сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), в ряде регионов инспекторы ГИБДД уже начали определять таких водителей с помощью усиленного видеонаблюдения на аварийных перекрестках. Например, такая практика работает в Приморье. В УГИБДД УМВД России по Приморскому краю в ответ на запрос Autonews.ru информацию о современных методах отслеживания автоподставщиков подтвердили.

В ведомстве рассказали, что в регионе уже существует сервис, позволяющий анализировать многократность участия машин в ДТП. «Информация о таких автомобилях обобщается и направляется в территориальные ГИБДД для принятия мер по выявлению возможных фактов фальсификации материалов и обстоятельств ДТП. А также в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере страховых мошенничеств, связанных с ДТП», — говорится в ответе на запрос Госавтоинспекции по Приморскому краю.

Там уточнили, что на территории Приморского края работает проект «Цифровое Приморье», в рамках которого внедряется сервис интеллектуального видеонаблюдения. Он позволяет на основе анализа видеоизображений распознавать, идентифицировать и отслеживать движущиеся объекты, такие как человек, группа людей, транспорт. Как добавили в ведомстве, система может автоматически фиксировать противоправное или подозрительное поведение, проводить анализ событий как в реальном времени, так и методом ретроспективы.

«Новые видеокамеры, помимо обзорного наблюдения имеют функции распознавания лиц, государственных регистрационных знаков, что в свою очередь позволит оперативно вычислять местоположение разыскиваемых лиц, угнанных транспортных средств, а также транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП», — сообщили в ведомстве.

Кроме того, в ведомстве дали совет водителям, которые подозревают, что стали жертвой автоподставщиков. «Гражданин вправе обратиться с заявлением в территориальное подразделение полиции по месту выявления нарушения с приложением всех имеющихся доказательств», — посоветовали в УГИБДД УМВД России по Приморскому краю.

Страховые компании заявили, что готовы использовать данные с камер для выявления мошенников. Однако, как рассказали Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА), получить нужные записи у них получается не всегда.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Все камеры в регионах принадлежат администрации региона, информационным департаментам. В ряде субъектов страховщикам предоставляется такая информация. Например, это Красноярский край, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Волгоград, Иваново. Однако в ряде субъектов администрация отказывается предоставлять информацию с камер страховщикам, считая что там персональные данные, хотя страховщики просят только информацию по авто, что не относится к персональным данным», — рассказали в РСА.

Как пожаловаться на автоподставщика

Если попавший в ДТП водитель подозревает, что стал жертвой автоподставщиков, то ни в коем случае нельзя соглашаться на оформление Европротокола: обязательно нужно дождаться сотрудников ГИБДД. Так советуют опрошенные Autonews.ru юристы.

«Настаивайте, что вы не признаете вину в ДТП и вызывайте сотрудников ГИБДД. Отдельно стоит подать заявление о проверке на предмет мошенничества в полицию по месту совершения ДТП. Такое заявление можно составить в произвольной форме. Главное, подробно описать обстоятельства ДТП и указать, в чем водитель усматривает признаки мошенничества», — объяснил специалист по экспертным заключениям Европейской юридической службы Роман Демченко.

Юрист отметил, что автоподставы подпадают под понятие статьи 159 УК «Мошенничество».

«В заявлении следует подробно описать обстоятельства ДТП, в чем, по вашему мнению, заключается обман. Если у водителя есть материалы по факту ДТП, предоставьте их сотрудникам полиции. При наличии свидетелей можно ссылаться них. В заявлении необходимо просить провести проверку по факту ДТП на предмет обнаружения признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК», — объяснил юрист.

После принятия заявления сотрудники полиции должны провести проверку и при наличии оснований будет возбуждено уголовное дело. Но может последовать и отказ.

«Если будет принято решение о возбуждении уголовного дела, то это означает переход к новому этапу — предварительного расследования. Полицейские должны будут провести следственные действия для установления события преступления, размера причиненного вреда, а также виновности лиц, обвиняемых в совершении преступления», — объяснила юрист.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

На этом этапе водитель должен быть признан потерпевшим, и ему должно быть обеспечено право на возмещение имущественного и морального вреда. Для этого водитель может подать гражданский иск на подставщиков. Если выводы предварительного следствия одобрит прокурор, то дело направят в суд.

Как в ГИБДД оформляют ДТП с подставщиками

Иногда автоподставщики для получения страховой выплаты используют еще одну схему: инсценируют и получают от страховщика «виновника» выплату. Как отметил в беседе с Autonews.ru один из столичных инспекторов ГИБДД, часто они видят такие подставные ДТП и, как следствие, тщательнее проводят оформление и проверку.

В первую очередь обманщиков выдает несоответствие повреждений на автомобилях: они могут не совпадать по точкам предполагаемого контакта. Или же заявленные повреждения могут быть старыми или нехарактерными для подобных ДТП.

Как в свою очередь добавили в Госавтоинспекции по Приморскому краю, при фиксации ДТП с признаками инсценировки, сотрудники ГИБДД обязательно делают обзорные и детальные фотоснимки аварии, осколков, мест повреждений автомобилей. Особое внимание уделяют машине виновника ДТП. Или же инспекторы проводят видеосъемку, записывая показания участников ДТП, очевидцев, фиксируют положение машин. Если подозрения подтверждаются, то участников ДТП доставляют в отдел полиции и составляют рапорт о несоответствии повреждений транспортных средств.

Почему дорожные камеры нельзя настроить на автоподставы

В Ассоциации производителей дорожных камер «Око» объяснили: термин «автоподстава» не зафиксирован в ПДД или КоАП. Поэтому без квалифицирующих признаков фиксировать такое поведение водителей в автоматическом режиме невозможно.

«Фактически речь идет о мошенничестве, а это правонарушение находится в юрисдикции Уголовного кодекса. То есть сначала нужно определиться с тем, на каких правовых основаниях эти правонарушения будут отслеживать», — сказали в пресс-службе «Око».

Поскольку дорожные камеры не снимают потоковое видео, а реагируют именно на признаки нарушения, то для поиска автоподставщиков, по мнению разработчиков, больше подойдут городские или федеральные системы наблюдения.

«Комплексы, фиксирующие нарушения ПДД, из-за своих технических особенностей не записывают и не хранят непрерывный видеопоток. В системе сохраняются только материалы, где предположительно зафиксированы нарушения ПДД. Поэтому логично обратить внимание на другие инструменты. Существует, например, федеральная система «Паутина». Она позволяет отслеживать передвижение автомобиля по его госномеру. Система работает по запросу инспектора, предоставляет ему данные об интересующем транспортном средстве, проехавшим под комплексом фото-видеофиксации в любом регионе страны», — сказали в «Око».

Также потоковые видео записывает система «Безопасный регион», включающая в себя большое количество камер видеонаблюдения, установленных на различных инфраструктурных объектах: подъездах, домах, столбах. Доступ к этим записям есть у правоохранительных структур.

«В теории с помощью комплексов фото-видеофиксации можно было бы отследить автоподставу, но для этого нужны измеримые показатели — а в случае подобных мошенничеств это крайне затруднительно. Комплексы можно обучить распознавать конкретные параметры: скорость движения автомобиля, соблюдение дорожной разметки и т.д. Но можно ли описать подставу в таких измеримых параметрах? Вряд ли», — сказали в ассоциации производителей комплексов.

Там заключили, что информация о точках расположения комплексов находится в открытом доступе. Производителе предположили, что профессиональным мошенникам не составит труда избегать их. «Чтобы на все 100% обеспечить отслеживание мошенников, нужно было бы все дороги полностью закрыть комплексами, а это требует больших вложений средств, едва ли себя оправдывающих», — считают в «Око».