Статьи, 20 окт 2021, 00:00

«Техосмотр должен стоить ₽2800». Операторы готовятся к массовому закрытию

Большинство операторов пунктов техосмотра не аккредитуются на работу в 2022 году, если в России проверку автомобилей сделают добровольной для физических лиц. Владельцы бизнеса говорят, что инвестиции не окупятся
Читать в полной версии
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Большинство операторов пунктов технического осмотра отложили решение об аккредитации по новым правилам на работу в 2022 году. Как выяснил Autonews.ru, руководители пунктов ждут ясности в законодательстве: законопроект «Единой России» о переводе процедуры на добровольную основу для большинства категорий автомобилистов в Госдуме могут принять до конца года. Если это произойдет, то операторы начнут массово закрывать бизнес и переходить на другой вид деятельности, так как спроса не техосмотр не будет. Об этом представители отрасли заявили на открытом заседании комиссии «Опоры России» с участием представителей Российского союза автостраховщиков (РСА), Минюста и ГИБДД.

По оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, сокращение количества ПТО обернется проблемами как для коммерческого транспорта, так и для частных владельцев легковых автомобилей. 

Почему пункты техосмотра не хотят работать

По данным РСА, на 1 марта в России зарегистрировано 5168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованием с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения: это примерно 8% от общего количества пунктов. Одобрение получили всего 53 пункта и еще по 19 заявкам решение не принято.

На текущий момент действующих ПТО достаточно, чтобы обеспечить потребность прохождения техосмотра для физлиц и юрлиц. Однако будет ли их достаточно к 1 марта 2022 года, страховщики сомневаются.

«Сейчас сказать невозможно [хватит ли пунктов]: это будет зависеть от того, пройдут ли операторы техосмотра процедуру подтверждения соответствия, а также будет ли процедура обязательной для физлиц», — объяснил Autonews.ru вице-президент Всероссийского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

Сами операторы заявили, что не торопятся получать аккредитацию: для этого им необходимо инвестировать в обновление своих пунктов, включая перестройку для увеличения площади и закупку оборудования. Главная причина кроется в полной неопределенности в судьбе техосмотра: если его все-таки отменят и переведут на добровольную основу, большинство участников рынка в таких условиях работать не готовы.

В Гильдии операторов технического осмотра рассказали, что в августе провели опрос более чем 3,5 тыс. операторов: около 90% подтвердили готовность аккредитоваться и начать работать с учетом новых требований, но только если техосмотр останется обязательным.

Фото: из открытых источников

«Нас лихорадит, и подавать заявки никто не спешит, — заявил Autonews.ru председатель Гильдии Игорь Волчек. — Настроения самые пессимистичные. Если законопроект о добровольном техосмотре примут, то многие уйдут с рынка. Мы ждем хоть какой-то конкретики. Потому что после слов главы ГИБДД Михаила Черникова о том, что техосмотр будет необязательным, многие притормозили и приготовились продавать бизнес. Я сам в числе таких».

По словам Волчека, операторам нет никакого смысла заниматься техосмотром, если он станет добровольным. Ведь до 80% всего потока обеспечивают именно частные автомобили.

Чем грозит закрытие пунктов частным автомобилистам

Волчек предположил, что в таком случае проблемы с доступностью пунктов возникнут у коммерческого и пассажирского транспорта. Кроме того, эксперт напомнил, что в законопроекте есть исключения и некоторым частникам все-таки нужно будет пройти проверку. А именно владельцам автомобилей и мотоциклов старше четырех лет:

  • при постановке на учет;
  • замене основных агрегатов и внесении изменений в конструкцию.

«Страховщики регулярно напоминают, что в случае ДТП из-за неисправности автомобиля к водителю применят регресс, и все расходы по выплатам в рамках ОСАГО им придется платить самим, — предупредил Волчек. — Получается, что водители попадают на деньги. Также в марте 2022 года камеры должны начать фиксировать езду без техосмотра. Логично, конечно, что при переводе техосмотра на добровольную основу штраф отменят, и ездить без карты можно будет спокойно».

Также Волчек отметил, что пока нет данных о том, сколько регистрационных действий с автотранспортом старше четырех лет проводят в ГИБДД каждый год. Он не исключил, что таких сделок проходит достаточно много, и новые владельцы могут столкнуться со сложностью найти пункт техосмотра и, соответственно, с постановкой машины на учет.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

При этом участники рынка сомневаются, что коммерческий транспорт сможет без проблем найти возможность оперативно проходить техосмотр при сокращении количества пунктов. «Получается, чтобы выжить, пункты должны быть универсальными: с линиями и для коммерческого, и для легкового транспорта. И я думаю, что таких будет очень мало», — предположил Волчек.

Сколько нужно пунктов техосмотра в России

Во Всероссийском союзе автостраховщиков признали, что в ряде регионов есть недостаток операторов: решение этого вопроса возложено на местные администрации. При этом, по оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, если в России останется всего около 2800 пунктов, даже этого хватит для обслуживания всего автопарка при работе в две смены.

«Но столько пунктов будет работать, только если техосмотр останется обязательным, — подчеркнул Волчек. — При этом стоимость техосмотра должна вырасти. Мы делали собственные расчеты и предоставляли их в ФАС, но там не реагируют. По нашей оценке, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей, а в регионах, конечно, ниже. И логично было бы сделать ценообразование свободным, чтобы можно было учитывать стоимость аренды и другие факторы».

В противном случае, по мнению Волчек, бизнесменам просто нет смысла этим заниматься. Он предположил, что в таком случае государство может начать открывать собственные пункты.

В свою очередь председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов рассказал Autonews.ru, что Минюст разослал по регионам запрос с просьбой оценить обеспеченность пунктами техосмотра.

Фото: Autonews.ru

«Если взять все пункты в целом, то они могут обеспечить около 150 тыс. проверок в сутки. При этом в обычное время мы проводили порядка 80 тыс. проверок — привел данные из статистики ГИБДД Бурдюгов. — Проблема была в том, что в регионах могло хватать этих пунктов по нормативам, но прим этом ехать на некоторые точки приходилось за 50-100 км. Со снятием обязательной периодичности эта проблема снимается. Действующих пунктов окажется слишком много, и половина их ник точно закроется — останется около 2,5 тыс.».

По оценкам Бурдюгова, примерно такое количество ПТО работало в 2011 году. При этом участник рынка уверен: добровольно проходить техосмотр без какой-либо необходимости будет не более 10-15% автомобилистов.

«Водители вряд ли будут сами усложнять себе жизнь. Ну вот он пройдет диагностику и окажется, что автомобиль не соответствует требованием безопасности. Эти данные окажутся в ЕАИС ТО. После этого водителю придется добровольно тратить деньги и ремонтировать машину, хотя в целом ее работа его устраивала. Поэтому никто не поедет — зачем? Хотя ездить на неисправном автомобиле — большой риск», — считает эксперт.

Представитель Союза операторов технического осмотра также предупредил, что тем ПТО, у которых универсальные линии и они могут обслуживать грузовой и пассажирский транспорт, стоит озаботиться получением аккредитации уже сейчас. Иначе, в марте 2022 года при возможном сохранении обязательности техосмотра, за все пункты ринутся получать аккредитацию. «РСА не справится с таким потоком, часть пунктов будет вынуждена приостановить работу и возникнет настоящий коллапс», — предостерег Бурдюгов.

Фото: Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС