How to, 18 дек 2019, 12:02

Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО

Какие действия страховщика можно оспорить, как подать претензию, чем может помочь РСА, зачем нужен финансовый омбудсмен и как проще всего решить проблему без суда
Читать в полной версии
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Правила ОСАГО предусматривают, что при прямом урегулировании убытков пострадавший обращается за компенсацией в «свою» страховую компанию, где он покупал полис автогражданки. Если компания затягивает выплаты, платит меньше, чем нужно, либо неправомерно отказывает в выплате, можно добиться справедливости разными способами.

Что можно оспорить

Страховщик обязан провести выплату или дать направление на ремонт в течение 20 календарных дней со дня принятия заявления пострадавшего в ДТП либо направить ему обоснованный письменный отказ. Оспорить можно как сам отказ, так и нарушение сроков выплат, заниженную сумму компенсации, а также некачественный ремонт, произведенный силами страховщика.

Стоит иметь в виду, что компания на законных основаниях вправе отказать в выплате по ОСАГО, если она увидела мошеннические действия со стороны застрахованного, если тот нарушил правила страхования или оформления ДТП, находился в нетрезвом состоянии либо авария произошла при форс-мажорных обстоятельствах.

Как подать претензию страховщику

Для начала нужно за свой счет в сертифицированной организации провести независимую техническую экспертизу и собрать медицинское обоснование причинения вреда здоровью, если таковое имело место. Страховщику нужно направить извещение о месте и времени проведения экспертиз, но отсутствие представителя компании не говорит о признании ею своей вины.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

После проведения экспертизы нужно направить страховщику претензию с приложением всех документов: договора, заявления на выплату страховки, заключения экспертов. Страховщик должен рассмотреть претензию в течение 10 дней. В претензии указывается суть ошибок, допущенных компанией, и требование их исправить. В ответ компания должна либо выполнить обоснованные требования, либо дать мотивированный письменный отказ. Если выплата начислена, но не в достаточном объеме, страховщик все равно обязан выплатить неоспариваемую часть.

Как пожаловаться в РСА

Пожаловаться на работу страховой компании можно в Российский союз автостраховщиков (РСА). Срок рассмотрения такой жалобы составляет до месяца со дня поступления документов в РСА или больше, если организация будет запрашивать дополнительные материалы. Страховая компания должная являться действующим членом РСА.

Союз автостраховщиков обычно занимается только случаями грубого нарушения закона — например, если страховщик отказал в выплате без указания причин либо требует документы, не предусмотренные правилами ОСАГО. Кроме того, РСА берет на себя выплаты при банкротстве страховой компании. Но споры о сумме возмещения РСА предлагает решать в судебном порядке.

Как обратиться к финансовому омбудсмену

С июня 2019 года в России действует финансовый омбудсмен, который оказывает помощь в решении споров со страховыми компаниями. Служба финомбудсменов учреждена Банком России, и страховые компании обязаны исполнять их решения точно так же, как решения суда. Оспорить через омбудсмена можно только прямые убытки, а заниматься компенсацией морального вреда или упущенной выгоды он не будет.

Финансовый омбудсмен принимает решение в течение 15 рабочих дней, если не требуется экспертиза, либо до 25 дней, если она нужна. Заявления от посредников, например от автоюристов, рассматриваются уже в течение 30 рабочих дней плюс еще 10 дней в случае экспертизы, причем посредник должен будет заплатить за услуги 15 тыс. рублей. Для граждан, которые обращаются напрямую, услуги омбудсмена бесплатны.

Фото: leapfroggingsuccess.com

Техническую экспертизу проводят организации, отобранные службой финансового омбудсмена. Сотрудники этих организаций могут приехать для осмотра автомобиля в любой город страны, но в большинстве случаев спор рассматривается дистанционно. При этом омбудсмен имеет право пригласить истца и представителей страховой на очную встречу.

Как проще всего оформить претензию

Самый простой путь — оставить заявку через личный кабинет на официальном сайте службы финансового омбудсмена. После того как заявление примут (на это дается три рабочих дня), за ходом рассмотрения спора можно следить через сайт службы. Кроме того, гражданин будет получать уведомления посредством СМС и электронной почты. Также можно получить консультацию по официальному телефону службы 8-800-200-00-01.

Можно отправить обращение и обычной почтой. Потребуется составить заявление в свободной форме и прикрепить к нему ответ страховой компании либо копию своей претензии к страховщику с указанием на то, что ответ от компании получен не был. Для ускорения процесса нужно приложить документы, подтверждающие претензии: копии договоров, квитанций и переписок со страховой, а также решение ГИБДД о том, кто именно виноват в аварии. Адрес для корреспонденции: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, дом 3, АНО «СОДФУ».

Когда жаловаться в суд

С исковым заявлением в суд можно обращаться сразу после отказа страховой компании либо после того, как она не ответит на досудебную претензию. Подать в суд можно по месту нахождения ответчика, по своему месту жительства или по месту пребывания.

Фото: Zamir Usmanov / Russian Look

Помимо искового заявления с указанием допущенных компанией нарушений понадобятся копии всех документов, включая результаты независимой экспертизы, а также копии уведомлений в адрес страховой компании и ее отказа. Передать иск можно по почте либо через канцелярию суда. По результатам рассмотрения суд выносит свое решение, а отказ также может быть обжалован в вышестоящем суде.

Однако до суда лучше обратиться к финомбудсмену, который может разобраться в ситуации быстрее и эффективнее. По статистике, в пользу страхователей сейчас решается чуть больше половины таких споров. Однако если гражданин не согласен с решением финомбудсмена, у него по-прежнему остается право обратиться в суд.