Статьи, 09 мая 2019, 12:02

От ЗИС до Aurus: все парадные кабриолеты

Запрет Сталина, чествование Гагарина и капризы Хрущева — вспоминаем историю парадных кабриолетов СССР и России
Читать в полной версии
Фото: YURI KOCHETKOV / EPA / ТАСС

Министр обороны Сергей Шойгу проехал на параде Победы на новом кабриолете Aurus, а советские ЗИЛы окончательно ушли в прошлое. И это повод вспомнить историю всех парадных кабриолетов страны.

ЗИС-102

Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. В последнем предвоенном параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, который представлял собой лишенную крыши модификацию лимузина ЗИС-101. И это притом, что командующий парадом и принимающий его были на лошадях. Именно тогда же впервые прозвучало предложение пересадить военачальников с живых коней на железных. Однако Сталин был категоричен: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

ЗИС-110

Машины заменили лошадей лишь после смерти Сталина. Во время майского парада 1953 г., посвященного дню Международной солидарности трудящихся, на брусчатку Красной площади страны выехал четырехдверный фаэтон ЗИС-110Б, который представлял собой открытую версию лимузина ЗИС-110. Массивный автомобиль на основе лонжеронной рамы весил почти 2,5 тонны, поэтому специально для него был разработан новый двигатель. Под капот «сто десятого» был установлен рядный 8-цилиндровый мотор отдачей 140 лошадиных сил.

ЗИЛ-111В

К 1960-му ЗИС-110 устарел и технически, и морально, поэтому машины заменили новые кабриолеты ЗИЛ-111В, которые были построены на базе нового седана ЗИЛ-111. Автомобиль по тем временам был очень инновационным. Его дизайн напоминал американские модели тех лет, а под капот устанавливалась V-образная «восьмерка» нового семейства. Но главным техническим достижением все же стал двухступенчатый «автомат», впервые примененный на советском автомобиле. 111-й примечателен и тем, что именно на таком чествовали первого космонавта Земли — Юрия Гагарина.

ЗИЛ-111Д

С 1960 по 1962 г. было выпущено всего 12 кабриолетов ЗИЛ-111В, а затем производство машины было свернуто вместе с выпуском соплатформенного седана. Говорят, Хрущев лично распорядился обновить внешность представительских автомобилей. По легенде «генсеку» ЦК не понравилось, что машина была похожа на появившуюся годом позже «Чайку» (ГАЗ 13). Обновленный седан с новой внешностью получил и новое обозначение — ЗИЛ-111Г. А открытой версии машины присвоили индекс 111Д.

ЗИЛ-117В

ЗИЛ 111Д прослужил на парадах до начала 1970-х, после чего его поменяли на новое поколение правительственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В. Этот автомобиль базировался на агрегатах короткобазного седана ЗИЛ-117. У представительского советского автомобиля была и длиннобазная версия, которая имела индекс ЗИЛ 114.

ЗИЛ-115В

В 1977-м, к 60-летию Октябрьской революции, ЗИЛ обновил внешность своих правительственных моделей. У машин изменились пропорции и оформление передней и задней частей кузова. Новая машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой — ЗИЛ-4104. А в 1981-м на базе укороченных седанов построили новое поколение парадных кабриолетов, которые получили индекс ЗИЛ-115В.

ЗИЛ-41041

Кабриолеты ЗИЛ-115В прослужили на парадах больше четверти века. В 2006-м Министерство обороны вывело на брусчатку Красной площади принципиально новые машины. Три черных кабриолета официально назывались ЗИЛ-41041, но на деле представляли собой гибрид: внешне классические парадные ЗИЛы, но базировались они на шасси американских пикапов GMC Sierra. Более того, этим проектом занимался не ЗИЛ, который проиграл тендер Министерства обороны, а нижегородская компания «Атлант-Дельта».

Парадный кабриолет Aurus

Новый парадный кабриолет Aurus, который приходит на смену автомобилям ЗИЛ, построен на Единой модульной платформе ФГУП НАМИ. Кабриолет оснащен той же гибридной силовой установкой, что седан и лимузин Senat. Она включает в себя 4,4-литровый бензиновый турбомотор V8 мощностью 598 л. с. и электродвигатель. В паре с ними работает девятиступенчатый автомат KATE российского производства, а тягу на колеса передает система постоянного полного привода.