Статьи, 01 мая 2019, 00:46

Маленькие знаки и поворот на красный: что изменилось с 1 мая

В России заработал новый стандарт, позволяющий использовать новые знаки на дорогах, в том числе уменьшенного размера. В ГОСТе прописали и другие нововведения для водителей, но ГИБДД выступает против
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

С 1 мая в России заработали новые ГОСТы в организации дорожного движения — они должны помочь водителям и пешеходам лучше ориентироваться в пути. Речь идет о внедрении дорожных знаков уменьшенного формата и о табличках с обновленной подачей информации для автомобилистов. Соответствующий предварительный национальный стандарт ПНСТ 247-2017 разработал проектный технический комитет №703 «Удобная дорога», сформированный Росстандартом. В апреле 2019 г. вице-премьер Максим Акимов дал поручение Росстандарту перевести предварительный стандарт в статус национального.

Знаки меньше в диаметре на 30%

Решение о старте внедрения дорожных знаков уменьшенного диаметра приняли на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения в августе 2017 г. на основе анализа проведенных экспериментов. Одним из первых городов, где прошли такие испытания, стала Москва, где маленькие знаки установили на пяти улицах. Вместо предусмотренных ГОСТом табличек «Остановка запрещена» и «Парковка» размером 700х700 мм на трех улицах разместили знаки диаметром 500x500 мм, а на двух — 400х400 миллиметров. Табличку «Платные услуги» уменьшили с 700х350 мм до 500х250 миллиметров. Затем эксперимент подхватили и другие города, включая Санкт-Петербург, Краснодар, Саратов и Владимир.

Как уточнил в беседе с корреспондентом Autonews.ru председатель технического комитета 703 «Удобная дорога» Александр Шумский, площадь дорожных знаков уменьшилась примерно на 30%. По его словам, при помощи такого приема стало возможно не только экономить бюджетные средства (знаки меньше, следовательно — дешевле), но и формировать новую, более удобную городскую среду.

Утверждению стандарта предшествовало немало споров. Так, подразделение ГИБДД Северо-Восточного округа Москвы даже подало в суд на Центр организации дорожного движения (ЦОДД). В ГИБДД посчитали, что уменьшенные дорожные знаки привели к росту аварийности на нескольких участках в округе. Позже глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов опроверг эти обвинения, приведя статистику, доказывающую, что названные ГИБДД аварии произошли вне зоны действия спорных дорожных знаков. Окончательное судебное решение по делу пока не принято.

Следом вопросы к уменьшенным знакам возникли и у Совета при президенте РФ по правам человека. СПЧ даже направил в правительство обращение с опасениями, что повсеместная замена дорожных знаков уменьшенными произойдет на дорогах по всей России. Однако, как уточнили в Росстандарте в ответе на запрос Autonews.ru, использование указателей новых форматов — исключительно добровольный процесс.

«Результаты эксперимента по применению новых дорожных знаков могут быть учтены, в том числе при актуализации действующих стандартов, нормирующих типоразмеры дорожных знаков, при этом повсеместная замена существующих дорожных знаков знаками уменьшенного размера не предусмотрена», — пояснили в Росстандарте.

Знаки с новой подачей информации

Помимо табличек уменьшенных размеров, в стандарте прописаны новые виды дорожных знаков, различные варианты совмещения знака парковки и знака дополнительной информации, знаки направления движения для общественного транспорта, знак выделенной трамвайной полосы, знак направления движения по полосе, знак начала полосы, знаки перестроения на параллельную проезжую часть, совмещенный знак остановки и указателя маршрута, знак диагонального перехода, знаки направления движения на следующем перекрестке, знак начала и конца велопешеходной зоны, знак внеуличной парковки, знак указания количества парковочных мест и другие.

К таким знакам в ГИБДД отнеслись более лояльно. Например, как сообщили Autonews.ru в ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в Краснодаре начали использовать новые совмещенные знаки платной парковки. В ведомстве посчитали их удобными, поскольку «отпадает необходимость дополнительной установки таблички, информирующей участников движения о наличии платной парковки».

Спорный поворот на красный: ГИБДД против

Новый стандарт содержит и довольно непривычный для российских автомобилистов способ организации движения, такой как знак «Уступи всем, и можно направо». Он выглядит как стрелка, позволяющая совершать правый поворот, когда следующим прямо водителям горит красный свет.

В Росстандарте уточнили, что и после утверждения стандарта решения об использовании таких знаков будут принимать администрации городов и специалисты, занимающиеся организацией движения.

«У них и раньше были такие полномочия в рамках ПНСТ, то есть в порядке эксперимента», — сказали в ведомстве. Дело в том, что, хотя стандарт и утвердили, в ПДД он еще не появился. Как объяснил Autonews.ru Александр Шумский, в ГИБДД предлагаемое нововведение категорически не подержали, назвав его нелегитимным. К такому выводу пришли специалисты Научного центра безопасности дорожного движения МВД России — соответствующий отзыв имеется в распоряжении Autonews.ru.

«В ГИБДД и Минтрансе нас не поддержали, хотя появления такого важного знака ждут миллионы водителей. Его безопасность подтвердили эксперименты в четырех регионах России. Обычно сначала делаются поправки ПДД, а уже затем меняются ГОСТы. В этом случае получилось наоборот, но мы не будем отступать», — пообещал собеседник Autonews.ru.

По словам Шумского, все утвержденные стандартом знаки можно использовать добровольно. Что касается уменьшенных знаков, то массового демонтажа стандартных табличек и замены их на новые не планируется: это будет происходить постепенно. Например, после проведения плановых ремонтных работ.

«У нас есть отзывы из Москвы, Калининграда, Воронежа, Клина, Саратова, Екатеринбурга, Краснодара — во всех городах, где прошел эксперимент, все довольны. Если у ГИБДД еще остались вопросы по размерности, то к совмещенным знакам у них вопросов меньше», — объяснил Шумский.