Статьи, 28 июн 2018, 11:30

Горы, камни, воздушные шары: как и зачем ехать в Турцию на машине

Как турки относятся к ПДД, штрафует ли полиция российских туристов, где можно разогнаться до максимума и зачем вообще ехать в географический центр страны
Читать в полной версии

Турция — это не только курорты All inclusive на берегу Средиземного моря. В стране с богатейшей историей есть места удивительной красоты и неописуемого колорита, до которых среднестатистический турист из России добирается очень редко. Например, основанный в I веке н.э. город Сивас, десятки раз менявший владельцев и состоящий из сотен культурных слоев. Или космические ландшафты Каппадокии с древними пещерными поселениями и самой знаменитой в мире площадкой для запуска воздушных шаров.

Для того, чтобы выйти за рамки привычных автобусных экскурсий, понадобится автомобиль, и многие россияне действительно решаются приехать в Турцию на своих. На магистралях время от времени попадаются машины с российскими номерами разных регионов, причем некоторые автомобилисты даже едут через Турцию транзитом в соседнюю Болгарию. Один из маршрутов мы опробовали в рамках проекта Duster Dakar Challenge.

Как попасть в Турцию

Если не рассматривать экзотический и дорогой путь на пароме через Черное море, то попасть из России в Турцию на автомобиле можно только через Грузию. Россиянам в этих странах не требуются визы, и пересечение границ сложностей не вызывает. Если в Грузию можно въехать единственным путем со стороны Владикавказа через перевал Верхний Ларс, то в Турцию из Грузии можно попасть двумя.

Погранпереход Вале недалеко от грузинского города Ахалцихе находится в горной местности с узкими извилистыми дорогами. Более удобным является комфортный и живописный путь вдоль моря через Батуми и погранпереход Сапри, от которого по территории Турции ведет качественное четырехполосное шоссе.

Пересечение границы Грузии и Турции пешеходом занимает не более получаса, но оформление автомобиля может затянуться. Оптимальным является вариант, при котором пассажиры оформляются отдельно и пересекают границу пешком, а в машине остается только водитель. Нюанс в том, что обратную процедуру нужно будет провести так же, причем вывозить автомобиль из страны должен будет тот же самый человек.

Куда именно ехать

Крупнейшим населенным пунктом вблизи грузинской границы является полумиллионный Трабзон — развитый город с имеющейся пляжной инфраструктурой на черноморском побережье, торговыми площадками и хорошими гостиницами. Отсюда уже можно стартовать вглубь страны. На выбор — широкие скоростные магистрали или извилистые серпантины Понтийских гор, где дороги вьются вдоль живописных горных рек, поселения возникают из ничего посреди горных скал, а на возвышениях частенько встречаются развалины древних строений или заброшенных христианских монастырей чуть ли не византийских времен.

Через горы можно попасть в центральную часть Турции в город Сивас — одно из старейших поселений страны, в котором за время его существования побывали армяне, персы, арабы и даже воины Тамерлана. Город с историческим центром, живописными улочками вокруг и более современными жилыми кварталами в стиле городов южной Европы представляет собой нагромождение культурных слоев, но мало известен туристам.

В трехстах километрах западнее расположен Национальный парк Гереме с известным на весь мир комплексом скальных образований вулканической породы с пещерными жилищами и монастырями, где до сих пор стараются хранить традиционный уклад жизни. Здесь уже много туристов, которые приезжают не только посмотреть на ущелья, но и полетать на воздушном шаре, с которого открываются потрясающей красоты виды на окружающие пейзажи.

Какие в Турции дороги и ограничения

Крупные магистрали в Турции имеют идеальное покрытие, хорошую разметку и минимальный трафик. Повороты и развороты на трассах организованы, как правило, через большие круговые или овальные развязки, которые можно проезжать по основному ходу, не сбрасывая скорости.

В стороне от основных дорог ситуация похуже, а по качеству асфальта дороги уже напоминают российские. Наконец, пути к горным селениям — каменистые грунтовки, на которых легко можно пробить колесо или вообще оставить в глубокой промоине всю подвеску. Полный привод и хороший клиренс в таких условиях кажется обязательным, но местные умудряются ездить здесь на древних грузовиках и старых легковушках.

Стандартные ограничения скорости — 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч — на трассах и 120 км/ч — на автомагистралях. Часто на дорогах встречаются неадекватно низкие лимиты в 30 и 40 км/ч, особенно перед камерами контроля скорости и круговыми развязками. Иногда на дорогах попадаются весьма странные ограничения в 82 км/ч для легковых автомобилей, при этом для грузовиков в этом же месте может действовать круглый лимит в 50 км/ч.

Нужен ли полный привод

Для передвижения по магистралям и городам достаточно обычной легковушки, но при желании забраться в горы подальше от твердых дорог желательно иметь полный привод и хороший дорожный просвет. А еще — полноценную «запаску», поскольку риск повреждения колеса на грунтовках, изобилующих крупными острыми камнями, довольно велик.

Ездить по вулканическим холмам и ущельям Каппадокии нужно на чем-то более серьезном. Например, владельцы воздушных шаров возят свой транспорт на полноприводных пикапах с прицепами, поскольку место посадки может варьироваться в зависимости от погоды и числа взлетевших шаров. Проходимый транспорт нужен и тем, кто хочет самостоятельно покататься по местным горам.

Покатушки на внедорожниках — еще одно из туристических развлечений Гереме, а маршруты проложены по крутым подъемам и спускам, руслу реки и глиняному месиву, где местами требует помощь стоящего снаружи инструктора. Возможностей Duster Dakar в этих условиях хватало — все машины оснащаются полноприводной трансмиссией, имеют приличный клиренс, тяговую первую передачу и основательный пластиковый обвес.

Как ездят турки

Турецкие водители стараются не ездить слишком быстро, но в остальном не утруждают себя соблюдением правил движения. При ограничениях скорости от 30 до 50 км/ч считается нормальным ехать чуть не вдвое быстрее, а вот на трассах немногие разгоняются сильно выше стандартных 90 км/ч. При этом турки спокойно объезжают стоящий на светофоре поток по обочинам и проезжают перекрестки на красный свет, если не видят в этом опасности.

Отдельная тема — наплевательское отношение к использованию сигналов поворота. К тому же местные водители способны повернуть налево или развернуться из правого ряда, либо ехать по встречной обочине, если организация движения предусматривает долгий путь до легального разворота. В городах движение по-восточному хаотично, исправный и громкий клаксон обязателен, а при разъездах в узких переулках турки действуют нагло и без церемоний.

Как работает дорожная полиция и есть ли камеры

И камеры, и полицейские встречаются на дорогах крайне редко. Перед стационарными камерами заранее висят соответствующие предупреждения и знаки ограничения скорости, причем в большинстве случаев самих камер нет. Впрочем, с российскими номерами автоматических штрафов можно не бояться, поэтому на пустых просматриваемых шоссе, проложенных через пустынную местность, россияне часто разгоняются до предельных скоростей.

Остановить могут полицейские с портативными радарами, но они тоже работают только в зонах, обозначенных соответствующими предупреждающими знаками. Как правило, полиция огораживает конусами один ряд дороги, на котором ведет выборочный досмотр транспорта, либо останавливает нарушителей. По-английски полицейские обычно не говорят, предпочитая отпустить иностранного водителя. А чаще всего вообще не обращают внимания на автомобили с иностранными номерами.

Сколько стоит топливо

Литр 95-го бензина стоит 6,2–6,5 турецких лир, что соответствует 80–90 рублям. Суммы в 200 лир, то есть почти 2 700 руб., хватило на 31 литр, которые заполнили почти пустой бак Renault Duster примерно на две трети. На заправках можно платить как наличными, так и картой, причем для оплаты не обязательно идти в здание АЗС, заправщик сделает расчет прямо у колонки и выдаст чек. Одновременно он предложит мойку и чай, а потом подарит небольшой презент — в нашем случае — освежитель воздуха с рекламой сети заправок.

Стоит иметь в виду, что заправки часто встречаются только на магистралях, а в стороне от них можно на протяжении сотни километров не найти ни одной. Пробираясь по грунтовкам понтийских гор, мы почти осушили бак Renault Duster, и еще почти 50 км ехали «на лампочке» до ближайшей заправки.

При чем тут Renault Duster

Duster — один из самых популярных автомобилей в Турции, где он продается под маркой Dacia. У дилеров уже есть машина нового поколения, но на дорогах везде встречается именно прежняя модель, особенно хорошо подходящая для нетуристических дорог региона. И если турки ездят в основном на бюджетных версиях Duster, то у нас, напротив, была самая яркая и хорошо оснащенная версия, на которую местные обращали очень пристальное внимание.

В Турцию мы отправились на обновленном Duster Dakar, который отличается еще более щедрым обвесом — помимо защиты порогов и колесных арок у машины появилась пластиковая защита боковин, а рамки окон теперь окрашены в черный цвет. Цвет под названием «Оранжевая аризона» тоже новый. А в списке оснащения — полный набор опций, включающий особую отделку салона, круиз-контроль, систему дистанционного пуска двигателя, улучшенную шумоизоляцию и защиту картера. ESP и сенсорная медиасистема с навигатором и камерой заднего вида предлагаются за доплату, как и специальный внедорожный пакет с металлической защитой трансмиссии, бензобака и радиатора.