Статьи, 18 окт 2017, 11:14

Транспортный налог: почему его еще не отменили

Отмену транспортного налога обсуждают уже пять лет, но власти все никак не придут к общему решению. Autonews.ru вспомнил, с чего все начиналось и какие предложения звучали в Госдуме и правительстве
Читать в полной версии
Фото: РБК, Mos.ru, Global Look Press

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выступил против отмены транспортного налога в России и рекомендовал парламентариям отклонить соответствующий законопроект в первом чтении. В этот раз была отвергнута инициатива депутатов КПРФ Валерия Рашкина и Сергея Обухова, которые предложили заложить платежи по транспортному налогу в цену бензина и других нефтепродуктов. По их мнению, это поспособствовало бы уменьшению нагрузки на автовладельцев, что должно было привести к росту спроса на машины.

Однако в профильном комитете уже в который раз решили, что отмена транспортного налога приведет к возникновению «выпадающих доходов». При этом источники их компенсации по–прежнему в стране не определены. Это и привело к очередному отказу отменить транспортный налог.

Споры вокруг этого налога ведутся в России последние несколько лет. В правительстве неоднократно заявляли о том, что он будет реформирован. С такими же инициативами неоднократно выступали и депутаты разных фракций. Autonews.ru вспомнил, как обсуждалась отмена транспортного налога и почему до сих пор нет результатов.

2012 год

Впервые серьезно об отмене транспортного налога власти заговорили в 2012 году. Тогда депутаты ЛДПР предложили освободить от налоговых выплат владельцев автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил. Свое предложение парламентарии объяснили тем, что большинство владельцев таких машин — граждане с невысокими доходами, и необходимость оплачивать транспортный налог может привести к социальной напряженности.

В свою очередь, президент России Владимир Путин идею отмены транспортного налога поддержал и предложил заменить этот сбор в будущем акцизами, включенными в стоимость бензина. При этом глава государства подчеркнул, что на данный момент страна к таким изменениям не готова. Президент объяснил это просьбой губернаторов, которые испугались, что это нововведение может «обесточить» доходы в региональные бюджеты, а компенсировать их им никто не собирается.

В итоге законопроект остался без поддержки думского комитета по бюджету и сборам, где также посчитали, что регионы должны сами определять судьбу налога, и был отклонен парламентариями в первом чтении.

В конце года Минфин выступил с инициативой привязать ставку налога не к лошадиным силам, а к объему двигателя машин. Одним из авторов этого документа стал заместитель министра Сергей Шаталов. Впрочем, на практике эта идея так и не получила реализации.

2013 год

Государство повышает акцизы на бензин, но при этом так и не отказывается от транспортного налога. Более этого, сам сбор с 1 января 2013 г. существенно вырастает, прежде всего, для владельцев тех самых маломощных машин (до 100 лошадиных сил). Свое решение проблемы предлагает Минпромторг. В ведомстве считают необходимым ввести стране новый сбор — экологический. Именно он должен прийти на смену транспортному налогу и в основном коснуться старых машин, хозяевам которых придется доплачивать за вредные выбросы.

При новом расчете владелец бюджетной иномарки, чей двигатель соответствует классу «Евро-4», будет платить больше, чем владелец более новой машины с двигателем класса «Евро-5». Таким образом, по мнению Минпромторга, эта инициатива должна ускорить процесс сдачи подержанных машин в пункты утилизации и повысить спрос на новые автомобили.

Одновременно вместе с этим Минпромторг предлагает повысить коэффициенты ставок транспортного налога для роскошных автомобилей. За основу схемы расчета предлагают брать стоимость машины, а не ее мощность. Повышенный коэффициент решили ввести на все машины, цены которых начинаются от 3 млн рублей.

2014 год

В правительстве продолжается обсуждение замены транспортного налога на экологический. В Минпромторге неоднократно заявляют, что соответствующие договоренности о переходе уже имеются с Минфином, кроме этого необходимые документы ими будут подготовлены в ближайшее время. При этом, по мнению многочисленных экспертов, переходный период может занять около 5 лет.

С поддержкой этой инициативы выступает премьер России Дмитрий Медведев. Он подтверждает информацию, что реформируемый транспортной налог будет привязан в будущем, прежде всего, к экологическому классу. При этом, по его словам, нововведение заработает не сразу и еще потребует обсуждения с другими федеральными органами власти.

Главными противниками отмены транспортного налога становятся дорожники. Так, по мнению главы Росавтодора Роман Старовойта, такие нововведения приведут к недофинансированию, что грозит потерей уже построенной сети дорог.

Генеральный директор ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР Игорь Старыгин, в свою очередь, объяснил, что инициатива депутатов повлечет за собой уничтожение системы финансирования, при этом новой схемы им никто не предлагал.

2015 год

Заинтересованность правительства в отмене транспортного сбора подтвердил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Ситуацию с тем, что в стране действуют сразу два налога (на транспорт и акцизы на бензин) он объяснил настойчивостью губернаторов сохранить поступления в бюджеты. При этом вице-премьер заявил, что власти согласны отменить сбор, однако инициатива в этом вопросе должна исходить от Госдумы.

В результате депутаты сразу нескольких партий готовят законопроект по отмене транспортного налога уже с 2016 года. Так, руководитель фракции «Справедливой России» Сергей Миронов и его заместитель Олег Нилов предлагают признать утратившей силу главу 28 налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующую положения об этом сборе. Парламентарии подчеркивают, что процесс, несмотря на поддержку изменений со стороны президента, тормозят региональные власти.

Также с инициативой отменить в 2016 г. транспортный налог выступил председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. По его словам, вопрос сбора денег на ремонты дорог должны решаться только через акцизы. Кроме этого, парламентарии настаивали на отмене транспортного налога для электрокаров и владельцев транспортных средств, работающих на газовом топливе. Однако и эти инициативы не нашли понимания у правительства.

Волна протестов дальнобойщиков против ввода платы за проезд для 12-тонных грузовиков по федеральным трассам в конце года заставила парламентариев вновь вернуться к вопросу скорейшей отмены транспортного налога. Так, в ЛДПР заявили о неэффективности системы сборов, при который водители большегрузов вынуждены платить трижды в дорожные фонды. Это стало уже четвертой инициативой партии касательно отмены транспортного налога. Однако и она потерпела фиаско на рассмотрении правительства, которое посчитало, что такое нововведение лишит региональный бюджет 146,2 млрд рублей.

Несколько раз к вопросу отмены транспортного налога для грузовых автомобилей обращался и Владимир Путин. На одной из пресс-конференций глава государства настоятельно порекомендовал правительству принять соответствующий закон уже в начале 2016 года. В результате разработкой документа занялся Минтранс.

2016 год

В начале года на рассмотрение правительству отправилось сразу два законопроекта об реформировании транспортного налога. Их авторами стали депутаты «Справедливой России» и КПРФ. Парламентарии утверждали, что выпадающие доходы бюджета можно будет компенсировать за счет акцизов на бензин, которые в очередной раз поднялись с 1 апреля 2016 года. По их мнению, платить повышенный налог должны те водители, которые больше ездят.

С неожиданной инициативой в середине года выступил комитет по экономической политике Санкт-Петербурга. Там предложили жителей Северной столицы, которые приобрели автомобиль, на три года освободить от транспортного налога. Инициатива получила одобрение у губернатора Санкт-Петербурга.

Однако премьер России Дмитрий Медведев в 2016 г. был настроен уже не так оптимистично, как годом ранее. По его словам, в сложившейся экономической ситуации отмена транспортного налога практически невозможна. Премьер подчеркнул, что в противном случае регионы останутся без 145 млрд руб. и нормальных дорог.

Это не помешало Госдуме откликнуться на просьбу Владимира Путина и уже летом принять закон о частичной отмене транспортного налога для большегрузов. Сумма транспортного налога в отношении такого вида транспорта может уменьшаться на сумму, уплаченную по системе «Платон». Если сумма выплат по системе «Платон» окажется больше налоговых выплат, то владелец грузовика освобождается от сбора.

2017 год

В нынешнем году первой к проблеме транспортного налога обратилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она вновь предложила заменить его повышенным акцизом на бензин. Министерство транспорта, в свою очередь, инициировало замену транспортного налога экологическим сбором. В ведомстве считают, что новый сбор следует рассчитывать по уровню выбросов углекислого газа. При этом новый налог, в отличие от действующего транспортного, не будет предусматривать региональной дифференциации.

Ожидается, что законопроект будет готов до конца 2017 года. Однако, по мнению главы думского комитета по транспорту и строительству Евгения Москвичева, рассмотрение такого документа, скорее всего, начнется не раньше 2019 года.

Также в ближайшее время не исключается изменение критериев «роскошных» автомобилей, которые облагаются повышенным транспортным налогом. Такую возможность не исключил замминистра финансов Илья Трунин. В свою очередь, Минпромторг задумался над повышением транспортного налога на автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей.

Самым необычным приложением по отмене транспортного налога в этом году запомнились депутаты «Справедливой России». Парламентарии предложили заменить его сборами на роскошь. Так, по мнению депутатов, взимать платежи следует за драгоценности, антиквариат и шубы. Иначе, по словам лидера фракции Олега Нилова, получается «несправедливо».