Каршеринг, 07 июн 2017, 15:19

Формы собственности: как пересесть с личной машины на каршеринг

Наш корреспондент устал парковаться за деньги, ездить на ТО и стоять в очередях на мойку, поэтому решил на неделю отказаться от своего автомобиля в рамках совместного эксперимента Autonews.ru и каршеринга YouDrive
Читать в полной версии
Фото: Вячеслав Крылов

Урбанисты всего мира уже давно говорят об отказе использования личных автомобилей, а жители мегаполисов, которые до последнего сопротивлялись, начали с ними соглашаться. Системы коллективного пользования автомобилем в последние годы развиваются стремительно. В Москве, например, работают пять операторов каршеринга («Делимобиль», Anytimecar, Car5, YouDrive и BelkaCar), каждый из которых гарантирует бесплатную стоянку в зоне платной парковки.

Одним их первых в столице появился сервис YouDrive, автопарк которого состоит преимущественно из автомобилей Smart. В рамках совместного эксперимента Autonews.ru и YouDrive наш корреспондент отказался от личной машины на неделю и выяснил, каково это – постоянно делить с кем-то собственность.

Документы, договор и деньги

Перед тем, как начать пользоваться системой, нужно скачать приложение для смартфона и зарегистрироваться в нем. У меня, помимо обычных данных, приложение запросило фотографии водительского удостоверения и паспорта – по этим документам сотрудники компании проверяли благонадежность.

В результате договор был заключен без визита в офис компании – достаточно было лишь моих качественных фотографий с документами в руках. После этого осталось внести в приложение данные карты, с которой списывались деньги за пользование автомобилями.

Свободные машины отображаются на интерактивной карте в приложении. Основная зона пользования каршеринга YouDrive немного выходит за пределы ТТК и захватывает зоны к северу и юго-западу от кольца. Кроме того, «зеленые зоны», в которых можно завершить аренду машины, расположены у некоторых станций метро на окраинах, где есть транспортные узлы и, соответственно, высокий спрос на машины.

Город «Смартов»

Судя по карте, в центральной части города автомобили YouDrive действительно встречаются часто. Например, в первый день использования на улице Нижняя Красносельская нашлось сразу четыре машины. Неудивительно: парковка тут платная, а рядом полно бизнес-центров и кафе.

Но и на окраинах они тоже пользуются спросом. Например, в компактной «зеленой зоне» у метро Домодедовская в один из дней нашлось сразу двенадцать автомобилей – в конце рабочего дня люди активно гонят «Смарты» в спальный район, где они отстаиваются ночью и вновь разъезжаются по утрам.

Отсюда и начнем: выбираю в приложении ближайший автомобиль, бронирую и спокойно ищу Smart, ориентируясь на карту. На то, чтобы добраться до автомобиля, система дает 20 минут, после которых переходит в режим ожидания по тарифу 2,5 руб. в минуту. Добравшись до машины, отпираю двери. Приложение предлагает оценить состояние кузова, салона, а после этого – проверить наличие в «бардачке» документов. Положительно ответив на все запросы приложения, автомобиль можно, наконец, завести при помощи кнопки на рулевой колонке.

Не бит, не крашен

Информацию о повреждениях кузова или загрязнении салона сервис рекомендует отправлять через бот в мессенджере Telegram, иначе есть риск получить штраф за чужую халатность. Telegram-бот будет последовательно показывать фотографии обнаруженных ранее повреждений, и, скорее всего, замеченное новым пользователем уже будет среди них.

Представители сервиса говорят, что быстро отремонтировать все машины невозможно, но работать в городе могут только те, повреждения которых являются незначительными. На машинах действительно встречаются небольшие царапины или потертости, но крупных повреждений за неделю пользования нам увидеть ни разу не удалось.

Перед началом аренды система предлагает выбрать тип тарифа – со страховкой или без. В первом случае отсчет времени пойдет по тарифу 9 руб. за минуту, во втором – на рубль дороже. Разница в том, что если водитель попадет в аварию по своей вине, либо вина будет обоюдной, с застрахованного спишут лишь 15 000 руб. штрафа, а незастрахованному придется заплатить 50 тыс. при ущербе до 70 тыс. руб. или 25% стоимости восстановительного ремонта при более крупном. А если арендатор решит умолчать о происшествии, на него наложат штраф в размере 50 тыс. рублей.

Помимо двух- и четырехдверных Smart, в парке есть двухдверки первого поколения, а также хэтчбеки Mercedes-Benz A-Class. Последних пока мало, и найти свободный в столице за неделю пользования не удалось ни разу. Летом парк пополнят 89-сильные турбо-версии Smart, а также двухдверный кабриолет. А в Санкт-Петербурге помимо Smart работают хэтчбеки Kia Rio и Skoda Rapid.

Пока же мой выбор – это четырехдверный Smart с мотором мощностью 71 л.с. и роботизированной коробкой. Трехцилиндровый моторчик бодро тарахтит за спиной, а машина легко вписывается в городской поток, благо габариты позволяют чувствовать себя в трафике довольно свободно.

Парковка на соседней улице

В районе метро Калужская, где расположен офис Autonews.ru, припарковать автомобиль пока нельзя. Варианта два: поставить его в ближайшей «зеленой зоне» у метро Профсоюзная и доехать две станции на подземке, либо использовать режим ожидания. Предполагая поездки в течение дня, выбираем второй вариант. У сервиса нет суточных тарифов, хотя в данном случае они бы не помешали.

День эксплуатации машины с приездом в офис, многочасовым простоем у редакции и несколькими разъездами в конце рабочего дня обошелся мне в 2400 рублей. Зато машина была забронирована и всегда стояла ровно на том же месте, где мы ее оставляли, сохраняя наши настройки сидений и медиасистемы.

Вариант с парковкой в «зеленой зоне» обошелся бы дешевле – часовая поездка на машине стоит 540 руб., что явно меньше, чем такси. Но в этом случае никто не гарантирует наличия свободного автомобиля в удобном месте. Впрочем, машину можно найти и вне «зеленой зоны».

Такой режим называется «Передача автомобиля», и в этом случае последний арендатор платит по тарифу 1,5 руб. за минуту простоя до тех пор, пока кто-нибудь следующий не забронирует эту машину, причем без возможности отменить резервацию. На карте машины за пределами «зеленой зоны» обозначаются красными точками. А еще на карте встречаются желтые точки – это машины, которые слишком долго стоят на одном месте и предлагаются в аренду со скидкой от 15 до 25%.

Всегда полный бак

В ночное время с 20:00 до 8:00 автомобиль можно парковать где угодно бесплатно. Главное не выходить за означенные рамки, иначе автомобиль перейдет в платный режим ожидания - так я едва не понес дополнительные траты.

За неделю выяснилось, что ездить можно не только в пределах МКАД, но и на расстояние до 250 км за кольцевой. Жаль, что пока нельзя доехать на арендованном автомобиле, например, из Москвы в Санкт-Петербург – такая поездка обошлась бы дешевле билетов на поезд, особенно в случае, когда путешествуют несколько человек.

В течение недели пользования каршерингом мне ни разу не пришлось заправляться, поскольку большая часть арендуемых автомобилей имели полный бак бензина. Оказалось, что у YouDrive есть свой технический сервис, который самостоятельно заливает топливо в стоящие по городу машины.

В какой-то момент, проехав пару сотен километров по Москве, захотелось заправиться самостоятельно. Оказалось, что так делать тоже можно – достаточно положить в машину кассовый чек и уведомить оператора, который вернет на счет клиента потраченную сумму.

Сколько потратили за неделю

Неделя активных поездок на автомобилях YouDrive обошлась примерно в 5000 руб., и за это время мне ни разу не пришлось заниматься обслуживанием, мойкой или заправкой машины. Не говоря уж о том, чтобы переживать за сохранность личного автомобиля. Но самое главное – это возможность бросить автомобиль где угодно.

Фактически, каршеринг реализует давнюю мечту автомобилистов – выйти из пробки в любом удобном месте, пересев на метро. Либо спокойно доехать в центр города и, забыв про машину, отправиться гулять в любом направлении – возвращаться за тем же автомобилем точно не придется.

Другое дело, что машина каршеринга, даже являясь в какой-то период времени персональной, все-таки не становится личной. И ездить в ней приходится с пониманием, что раньше ее использовал кто-то другой, а после она отравится к следующему пользователю.

Пользователь не вправе надеяться на то, что какой-нибудь из автомобилей всегда будет в его распоряжении, однако у тех, кто пользуется системой в центре города или в окраинных точках притяжения, всегда есть шанс найти машину рядом. В конец концов удобство сервиса напрямую зависит от числа пользователей – чем их больше, тем быстрее оборачиваются машины, и тем проще будет найти нужную здесь и сейчас.