Статьи, 13 янв 2017, 13:42

Цифры года: что происходит с продажами автомобилей

Почему январь стал самым депрессивным месяцем года, сколько в среднем стоит автомобиль в России, какие бренды мы потеряли и приобрели, какую модель можно назвать прорывом года и как альянсы делят рынок
Читать в полной версии
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подвел итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей за год. Всего в 2016 г. в России было реализовано 1,42 млн машин, что в целом соответствует ряду среднеоптимистичных прогнозов годовой давности. Продажи упали до уровня 2009 г., но во второй половине года рынок показал ряд позитивных движений, которые позволяют надеяться на рост объемов реализации в 2017-м.

Заметных сюрпризов год не принес: особенно громких провалов или успехов не было, а новинки рынка, особенно в сравнительно недорогих сегментах, вполне ожидаемо вошли в число бестселлеров. Рынок окончательно успокоился и, по мнению экспертов, в следующем году вполне сможет оттолкнуться от пресловутого дна.

1 425 791

легковых и легких коммерческих автомобилей продано в 2016 году

Согласно данным АЕБ, за прошлый год было реализовано на 176 тыс. автомобилей меньше, чем в 2015 г., то есть падение рынка составило 11%. Таким образом, минувший год оказался худшим за последние 10 лет. Похожий результат рынок демонстрировал в 2009 г., когда объемы продаж составили 1,46 млн штук. Интересно, что итог 2016 г. почти согласуется с июньским прогнозом АЕБ, который предполагал реализацию 1,44 млн машин. Чуть ранее организация давала более оптимистичный прогноз на 1,53 млн автомобилей, но пересмотрела его после падения рынка в мае. Декабрь 2016 г. стал самым стабильным месяцем года – было продано 145 тыс. машин, что менее, чем на 1% уступает результату декабря 2015 года.

29,1%

потерял рынок в январе 2016 г., что стало рекордом последних лет

Первый месяц года отметился антирекордом с результатом 81 849 автомобилей и стал худшим месяцем за последние шесть лет. Падение в сравнении с январем 2015 г. составило 29,1%. Почти все локальные заводы уходили на продолжительные каникулы и не выпускали автомобили. Кроме того, январь стал первым месяцем, когда в России не было продано ни одного автомобиля Opel. Среди массовых марок больше всего в этот месяц потеряли Nissan (-51%) и Mitsubishi (-59%), а среди премиальных – Volvo (-94%) и Inifiniti (-57%).

1,4 млн рублей

в среднем стоил новый автомобиль в России в 2016 г.

Специалисты агентства «Автостат» подсчитали, что по итогам 2016 г. средневзвешенная стоимость автомобиля в России выросла до 1,4 млн руб., то есть повысилась на 15% по сравнению с 2015 годом. При этом средняя стоимость российского автомобиля составила 600 тыс. руб, что на 14% превосходит показатель годичной давности. А средний ценник на автомобиль иностранной марки вырос на 16%, до 1,6 млн рублей. Самыми дорогими на рынке оказались автомобили Porsche со средней стоимостью 6,987 млн рублей.

2 999 000 рублей

стоит самый дорогой автомобиль, попадавший в топ-25 рынка

В течение года в топ-25 российского рынка несколько раз попадали автомобили небюджетного сегмента. Речь про Toyota Land Cruiser Prado стоимостью от 1,997 млн руб. и Land Cruiser 200 с минимальным ценником в 2,999 млн рублей. При этом большая часть этих автомобилей продавалась в более дорогих исполнениях. Для сравнения, цены на купе Subaru BRZ в ушедшем году тоже выросли почти до 3 млн руб., однако спрос на эту машину стал незначительным, и компания приняла решение прекратить продажи машины. Самый дорогой автомобиль из тех, что остались в топ-25 по итогам года – кроссовер Toyota RAV4 с минимальным ценником 1,493 млн рублей.

3

новых бренда появилось в России

В марте 2016 г. на рынок вышла китайская марка Zotye, которая вывела седан гольф-класса Z300 и кроссовер T600, внешне похожий на модели Volkswagen. В июле в России появилась марка Ravon с моделями Chevrolet предыдущих поколений узбекского производства. Ravon сменил на рынке бренд Daewoo, но начало поставок машин все время переносилось из-за расследований финансовых махинаций руководства марки в Узбекистане. Наконец, в октябре начались продажи марки Genesis – люксового бренда компании Hyundai. Первым на рынок вышел представительский седан G90, ставший наследником модели Hyundai Equus. В 2017 г. модельный ряд пополнит бизнес-седан G80. Помимо марки Daewoo рынок покинула Acura, а в январе 2017 г. пошли слухи о прекращении поставок Alfa Romeo. Кроме того, в течение 2016 г. марка SsangYong приостанавливала поставки машин, но в ходе московского автосалона объявила о возобновлении продаж и выводе новых моделей.

90 380

автомобилей Hyundai Solaris было реализовано за год

Впервые в истории рынка главным бестселлером стала иномарка Hyundai Solaris. Спрос на Lada Granta упал не в последнюю очередь из-за выхода на рынок седана Vesta и хэтчбека XRAY, однако вазовский бестселлер с результатом 87 726 машин сохранил второе место. На третьем – семейство Kia Rio с результатом 87 662 штуки. Однако если суммировать продажи Lada Granta и Kalina, которые фактически выступают в одной ценовой группе и сделаны на одной базе, позиции АвтоВАЗа выглядят более мощно. За год автогигант реализовал 266 296 машин, всего на 1% уступив результату 2015 г. и оставшись недосягаемым для корейских конкурентов в рейтинге марок.

55 174

седана Lada Vesta реализовано с января по декабрь

Можно сказать, что надежды на новый вазовский седан оправдались – машина с ходу вошла в десятку лидеров рынка и завершила год на четвертой строчке, опередив VW Polo и Renault Duster. При этом Vesta снизила спрос на Granta и Kalina, а самой заметной потерей АвтоВАЗа стали седаны Priora, объемы реализации которых упали в 1,6 раза (17 553 машины). Более дорогой хэтчбек XRAY продается не так хорошо, но по итогам года с результатом 19 943 машины сумел занять 18 строчку рейтинга рынка. Тем не менее, на прорыв года претендует не только Vesta, но и кроссовер Hyundai Creta, продажи которого стартовали в конце лета, а результат всего нескольких месяцев позволил машине занять 15 место в рейтинге бестселлеров года (21 929 штук).

0

машин иностранной сборки вошло в рейтинг бестселлеров России

В ушедшем году модели российской сборки обосновались не только в первой десятке бестселлеров, но и в топ-25 рынка. Более того, почти все популярные машины имеют высокую степень локализации и выпускаются по полному производственному циклу. Отверточная сборка постепенно уходит в прошлое. Последней импортной моделью до поры оставался кроссовер Toyota RAV4, однако весной его производство также было налажено на заводе под Санкт-Петербургом.

33,5%

составила доля рынка альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ

За год альянс реализовал 477 279 машин пяти марок, что втрое больше, чем у группы Volkswagen (156 712 или 11% рынка). Результаты брендов Hyundai (145 300 машин, включая марку Genesis) и Kia (149 657 штук) статистика АЕБ считает раздельно, но если их сложить, то получится, что корейцы по итогам года заняли 20,3% рынка. Доля группы Toyota составила 8,3% (118 685 машин), General Motors – 2,2% (31 737), PSA Peugeot Citroen – 0,5% (7405), FCA Fiat-Chrysler – 0,2% (3558). В условиях падения продаж основные альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ, группы Volkswagen и Toyota смогли увеличить свою долю рынка на 1,2, 0,7 и 0,9% соответственно, а доля других заметных игроков рынка росла менее значительно.

1,48 млн

автомобилей, согласно прогнозу АЕБ, будет продано в 2017 г.

По мнению представителей АЕБ, при сохранении нынешнего состояния российской экономики, стабильном курсе валют и предсказуемости цен на нефть, в 2017 г. рынок вновь начнет расти и прибавит к концу года около 4%. Еще одним важным условием должно стать возобновление программ господдержки. Представители агентства «Автостат» согласны с тем, что рынок может показать рост до 5%. Основные резервы для роста эксперты видят в сегменте компактных бюджетных автомобилей, потенциальные покупатели которых во время кризиса ушли в сегмент подержанных машин, либо формируют хороший отложенный спрос.