Новости, 22 фев 2012, 23:36

ОСАГО дает рост, за которым проблемы не все видят

ОСАГО дает рост, за которым проблемы не все видят
Читать в полной версии
Заметный рост автопродаж – это толчок для многих изменений, в которых аналитики ошиблись. Так, рынок ОСАГО показал за прошедший год такие цифры, о которых в начале 2011 года даже не мечтал: 14,5 процентов роста – это существенно, а абсолютные суммы в 106 миллиардов рублей – это серьезный задел на 2012 год.Но страховой сегмент автомобильного рынка радужными оттенками своего развития лишь маскирует ряд проблем, которые встанут не только тогда, когда автомобильный рынок ответит циклом спада, но и когда просто будет находиться в точке с нулевым приростом изменений объемов продаж.Возможно, тогда автомобильное страхование посмотрит на номинально далекий для себя опыт, когда, например, получила свой институт СРО промышленная безопасность. Напомним, что в сфере промышленной безопасности проблемы непрозрачности рынка и рисков с невозможностью контролирующими органами осуществлять полный надзор привели к тому, что функции проверки были делегированы самим участникам рынка, но произошло это исключительно за счет изменения регламента работы здесь в ряде вопросов. И вот где есть взаимосвязь проблем с ОСАГО: 74% всех сделок контролируют те страховые агенты, которые принято считать лидерами рынка как минимум с точки зрения их масштабов. Что из этого следует? Перекос страховой сферы автомобильного рынка, создание условий для не самых лучших с точки зрения автомобилистов правил. И пока не появится механизм, близкий к механизму функционирования саморегулируемых организаций в строительстве, промышленной безопасности или энергоаудите, проблема будет усиливаться.Там - Ростехнадзор, здесь – Росгосстрах. Немного схожие названия дадут больше общего при тщательном анализе, чем можно предположить. Сегодня автомобильное страхование испытывает проблемы роста, которые в свое время успешно преодолели в работе с Ростехнадзором игроки сфер энергоаудита или строительства. Но проблемы роста – это не та категория, в которой применимы будут методы экстраполяции: есть схожие общие черты, но специфика слишком разнится.К примеру, проблема страхования автомобильного рынка – это серьезная нагрузка на молодых водителей, которым платить приходится заметно больше. С точки зрения развития рынка – это небольшой, но все же барьер для вхождения новых водителей, некий принцип «дедовщины», что всегда тормозит естественные процессы роста.Но это – вовсе не залог уменьшения аварийных ситуаций на дорогах. Фактически ОСАГО в своих видоизменениях процедуры ведет к тому, что финансовые риски сокращаются для страховых компаний, но функция безопасности вообще упускается из виду.И здесь следовало бы просто вынудить чиновников ознакомиться с опытом работы в тех сферах, где все изменения базировались на необходимости повысить уровень безопасности в первую очередь.Возможно, тогда удастся найти нечто объединяющее, что поможет устранить проблемы роста (сделать их менее заметными) для автомобильного рынка? Может, стоить привлечь экспертов из сферы СРО – им тоже может быть интересен на первый взгляд чужой опыт.