Новости, 28 сен 2010, 18:30

Шесть сигм в автопроме

Шесть сигм в автопроме. Как проектировать, производить, продавать и покупать автомобили при помощи системы «Шесть сигм». Проблемы с загрузкой заставили подвесить новый блог в старом. Перенесу его позже в блог под названием «Шесть сигм в автопроме»...
Читать в полной версии
Плохое качество нашей продукции – тема давно известная и набившая оскомину. Она настолько древняя, что возникает впечатление, что достичь чего-нибудь стоящего на этом поприще – абсолютно недостижимая цель. Правда, в Советском Союзе было найдено свое решение в борьбе за качество – сталинские «шарашки». Мой блог будет посвящен тому, как добиваться результата, не сажая провинившегося на кол. Я попробую проиллюстрировать наши проблемы с качеством на примере самого доступного из искусств – кино.Да простят меня историки кинематографа за некоторые неточности, моя задача – передать дух и мои впечатления.Фильм «Петр Первый». Царь Петр бьет по морде поставщика гнилого сукна. Но находится некий Ивашка Бровкин, который забирает подряд и осваивает производство качественной продукции. Тот же фильм. Эпизод с экзаменом дворянским сынам по возвращении с учебы из-за границы. Экзамен провален, но находится некий «басурманин», который блестяще сдает экзамен за своего барина и остается за него на флоте.Фильм «Клятва». Сталину выкатили на Красную площадь наш трактор. Он еле работает, постоянно глохнет. Из-под рукава товарища Сталина вылезает противная рожа Бухарина (карикатурная физиономия Ильича), которая предлагает закупать трактора за границей. «Плохонький, да свой!» – режет товарищ Сталин. И ведь построили. В конце фильма сто тысяч тракторов пашут нашу необъятную ниву.Фильм «Александр Попов». У нашего изобретателя украли изобретение. Самое интересное, что перед тем как украсть, Попову предложили освоить производство прибора за границей. Гордый Попов вступать в переговоры отказался. Собственно, поэтому изобретение и украли и освоили производство вместе с «вором» Маркони в Англии, а потом его еще и царскому министру флота хотели впарить.Вот так у нас всегда. Мы изобретаем радио, телевидение, вертолеты, самолеты, комические корабли, автомобили и т. д., а промышленное производство осваивают другие и нам же все это и продают.Бардак с качеством у нас был всегда. Что это – отметина какая-то национальная? Но ведь она у нас и при царях была, и тогда, когда создали единую общность людей – советский народ, а тут уж, извините, больше сотни народов.Интересно, что когда узбеки входили в состав этой «общности», ни на что, кроме выращивания урюка или дынь, они не были способны. Как только свобода пришла в их дом, они завалили Россию прекрасными автомобилями «Дэу». Корейцы научили их строить автомобили. Наши и не пытались.Примеров можно приводить много.Не ради этого я завел новый блог «Шесть сигм в России».Но, пожалуй, еще один пример из жизни приведу.Году в 91-м на АО «Москвич» (АЗЛК) пришел работать замечательный человек Юрий Павлович Калмыков. Он пришел на завод не только с интересными идеями, а главное – с интересными людьми. На завод стали приезжать иностранцы (в основном из Германии) из числа хороших знакомых Юрия Павловича – бизнесмены, производственники – не из тех, которые что-то хотели впарить или обмануть. Это были люди, интересовавшиеся Россией по-настоящему, намеревавшиеся развивать здесь свой бизнес. От них я впервые услышал слово «МОТИВАЦИЯ».Наш «Москвич» никогда не отличался высоким качеством и культурой производства. Поэтому, когда немцы познакомились с производством, и возник вопрос о том, что за мотивация у персонала – работать в таких условиях.А мотивация была одна – московская прописка! Текучесть кадров – 25 процентов. Лимит, оргнабор. Слава богу, не ЗИЛ и не АвтоВАЗ – вьетнамцев у нас не было.Зато были молдаване...Был у нас случай. Никак не могли определить причину массового брака – вмятины на крыле автомобиля. Долго искали. Нашли. Маленькие молдаванчики, которых поставили на операцию по установке аккумуляторов, делали это так. Поднимали аккумулятор с пола – на пуп, потом переставляли его на крыло, а уже потом – на место. Слабые были... Пока причину нашли – перепортили сотен пять машин.Тут уж никакая мотивация с пропиской не помогала.Предприятие ОПК России – Ульяновский механический завод. Необходимо срочно выполнить работы по оборонному заказу. Ищем специалиста. Находим. Специалисту – под восемьдесят. При исполнении работ он умирает, заказ сорван.Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Наверное, лучшее конструкторское решение для своего времени. Модель, продажи которой не сократились даже во время кризиса. Несмотря на огромную потребность в этом автомобиле как за рубежом, так и на внутреннем рынке, мы практически не увеличивали его производство. Зато плодили всякую муру, или «тазики», как их называют.Требования совершенствовать качество продукции на всех стадиях производственного процесса породили мощный бизнес всяческих сертификаторов и консультантов. Кабинеты руководителей заводов-бракоделов завешаны сертификатами ISO и QS – производство якобы соответствует мировым стандартам. Возможность купить любой сертификат, диплом лучшего товара и т. д. практически полностью выхолостила саму идею современной сертификации. Ее, как акцизную марку, наклеивают и на паленый продукт, и на качественный.Именно потому, что вопросы качества скорее ментальные, чем технические, и появилась на Западе и Востоке новая система управления качеством под названием «Шесть сигм».Основная задача этой системы – привести в порядок бардак на предприятии: и в головах персонала, и в технике, создать команду единомышленников.Неслучайно американский ВПК и ОПК вовсю внедряет у себя именно эту систему. Есть даже должность заместителя министра обороны по внедрению системы «Шесть сигм».В отличие от других систем качества, проекты «Шесть сигм» легко бюджетируются и показывают до внедрения сумму экономического эффекта. Проекты можно выбирать по их эффективности и срокам внедрения.Вот этим вопросам и тому, что надо делать, для того чтобы не пускать модернизаторские пузыри, и будет посвящен мой новый блог «Шесть сигм в России».Кстати, наши первые заказчики в России – иностранные компании, имеющие положительный опыт внедрения проектов «Шесть сигм» у себя в материнских компаниях.Проводя параллели с фильмом, с которого я начал свой рассказ, и учитывая наш российский менталитет с историческими байками про кнут и пряник, мой блог будет посвящен тому, как добиться результата, не сажая провинившегося на кол.Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>