Новости, 03 окт 2003, 12:19

"RBC-Daily": Столичные автолюбители заплатят миллиард рублей за пользование дорогами

-----
Читать в полной версии
Даже если налоговикам удастся собирать с московских автолюбителей дорожный налог в полном объеме, качество московских дорог не улучшится. В среду, 1 октября, Московская городская дума приняла в новой редакции закон г. Москвы "О транспортном налоге". Новая редакция приведена в соответствие с Налоговым кодексом РФ и призвана отладить механизм сбора налога. Средства, получаемые в результате его сбора, должны идти на ремонт и строительство дорог. Правда, формально действующий с начала 2003 г. закон фактически не работает, из-за того что механизм взаимодействия МНС и московской ГИБДД пока не отработан. Однако в Мосгордуме говорят, что уже начиная с октября проблем с собираемостью налога не будет и даже сегодня реально собирать с москвичей 1 млрд рублей транспортного налога. Правда, даже если налог будет собираться в полном объеме, московские дороги, скорее всего, лучше не станут. Московский закон "О транспортном налоге" был принят в октябре 2002 г. и пришел на смену оборотному налогу на пользователей автодорог. До этого, согласно установленному порядку, юридические лица, например, выплачивали городу определенный процент от своего годового оборота. Однако в результате налоговой реформы оборотные налоги было решено упразднить (то же самое касалось, например, НДС) как нерыночные. На смену им пришли компенсационные налоги, к числу которых и относится транспортный. Вступивший в действие 1 января 2003 г. московский закон "О транспортном налоге" содержал много норм, которые дублировали федеральное законодательство. Поскольку функция по сбору транспортного налога закреплена за МНС РФ, на заседании, состоявшемся 1 октября, депутаты решили пойти навстречу пожеланиям министерства и приняли поправки к закону в его редакции. "Дело в том, что для города важно в первую очередь обеспечить полную собираемость транспортного налога, поэтому закон и принят в "удобной" для МНС редакции", - сообщил RBC daily Александр Тарнавский, зампредседателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы. Во-первых, из московского закона были убраны статьи, дублирующие положения федерального законодательства. Во-вторых, был устранен ряд неточностей. В результате, если ранее московские автолюбители, владеющие автомобилями мощностью до 70 л.с., были освобождены от налога, а владельцы транспортных средств мощностью от 70 до 100 л.с. были обязаны платить 5 рублей за лошадиную силу, теперь по пожеланию МНС ставка в 5 рублей установлена для всех автомобилей до 100 л. с. (правда, депутаты Мосгордумы сразу же ввели льготу для машин до 70 "лошадок", установив для них льготную ставку в "0" рублей). С учетом того, что подавляющее большинство москвичей владеют автомобилями отечественного и иностранного производства мощностью от 70 до 100 л. с., ежегодная сумма налоговых отчислений составит для них от 350 до 500 рублей. Как сообщили в Мосгордуме, средства, полученные от транспортного налога, в целом должны пойти на ремонт и строительство дорог, правда, окончательно это будет решено при обсуждении городского бюджета. Однако пока не совсем ясна сумма, которую город получит в результате сбора налога. Разрыв в оценках слишком велик: по данным разных источников, от сбора транспортного налога столица может получать от 1 до 2 млрд рублей в год. "Все зависит от того, сколько в городе машин, не зарегистрированных в Москве (налог взимается по месту нахождения транспортного средства). Но подсчитать такие автомобили пока затруднительно", - отмечает Александр Тарнавский. По его словам, столичная ГИБДД сегодня пытается подсчитать такие автомобили, с тем чтобы передать полученные данные в МНС. Правда, в Мосгордуме уверены, что проблем с собираемостью налога не будет. По словам г-на Тарнавского, на сегодня абсолютно реально собирать 1 млрд руб. транспортного налога, ведь он ничем не отличается от остальных налоговых платежей. Правда, сам закон города "О транспортном налоге" в столице практически не работает - с владельцев автомобилей, зарегистрированных в Москве, в 2003 г. собрано лишь около 50 млн руб. транспортного налога. По словам первого заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Валерия Жарова, это произошло потому, что МВД и МНС задержали на полгода процедуру утверждения бланков извещения об уплате транспортного налога за 2003 г. К тому же МВД не успело передать налоговикам базу данных о зарегистрированных транспортных средствах москвичей (1,2 млн автомобилей). Налоговые уведомления автомобилисты начнут получать только с октября этого года. В уведомлении будет указана сумма налога, а также приложено платежное извещение. Гражданину, если он согласен с суммой, указанной для его транспортного средства, придется только расписаться и оплатить налог в сберкассе до 20 января 2004 г. Правда, по словам московских парламентариев, в связи с тем, что в качестве конечного срока уплаты налога устанавливается 20 января каждого года, город может получить проблему. Поскольку люди обычно платят налоги в последний момент, есть опасения, что большинство налогоплательщиков "опоздает" его уплатить до конца 2003 г. и налог автоматически попадет в бюджет 2005 г. Иными словами, средства не будут использованы городом по назначению в срок. Но самое интересное - то, что, даже если налог будет собираться в полном объеме, московские дороги лучше, судя по всему, не станут. "Во время действия налога на пользователей автодорог город ежегодно получал несколько десятков миллиардов рублей, которые в основном шли на ремонт дорожного фонда столицы. Но даже в тех условиях денег на ремонт и восстановление дорог не хватало", - отмечает Александр Тарнавский. Так, на начало 2002 года, по данным управления ГИБДД ГУВД Москвы, более 500 участков московских дорог находилось в неудовлетворительном состоянии. "Даже 2 млрд рублей на ремонт и строительство дорог в Москве - это очень мало. Поэтому город будет вынужден подтягивать на эти цели средства из других источников", - говорит господин Тарнавский.