«Цены на автомобили будут расти даже при стабильном курсе валют»
Представители брендов рассказали, почему они готовы продавать машины в убыток и когда ждать резкого повышения цен...
Читать в полной версии
«Спрос на все новое в премиум-сегменте всегда хороший».
Именно бюджетный сегмент сейчас стал локомотивом рынка – в десятку лидеров продаж по итогам года вошли семь компактных седанов российского производства и три самых дешевых кроссовера. За год сегмент доступных седанов вырос почти на 5%, отобрав долю рынка у более дорогих машин. А вот продажи субкомпактных кроссоверов иностранных брендов, на которые во всем мире пересаживаются из автомобилей сегмента «B», в России остались на прежнем уровне – для российского рынка эти машины уже стали слишком дорогими, перестав укладываться в понятие доступных. Да и этот результат достигнут лишь с учетом активной распродажи модели Opel Mokka после объявления об уходе марки с российского рынка. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru директор по связям с общественностью GM в Россия и СНГ Сергей Лепнухов, все оставшиеся на складах и дособранные на местных заводах автомобили Opel и Chevrolet удалось реализовать до конца года. Старые модели Chevrolet, которые будут собираться в Узбекистане и продаваться у нас под брендом Ravon, заменят ушедшие автомобили концерна GM лишь частично. «Это нормальная практика - предложить рынку вполне современные машины за небольшую цену. Но это вопрос отношений головного офиса и его компаньонов. К российскому представительству General Motors эти машины никакого отношения иметь не будут, что бы там ни говорили о заходе концерна с черного входа», – уточнил Лепнухов. Вопросы удержания цен представительство GM теперь, похоже, не волнуют. Российская Niva имеет большой запас прочности, а все остальные машины концерна теперь будут играть в премиум-сегменте, для которого ценовые колебания менее существенны, говорит представитель GM: «Делаем ставку на Cadillac, будем выводить новые интересные модели. Спрос на все новое в премиум-сегменте всегда хороший». На вопросы о том, что же будет происходить с ценами в более массовых сегментах, опрошенные Autonews.ru представители автомобильных брендов определенно ответить не смогли, ссылаясь на неопределенность экономической ситуации. Глава российского представительства Skoda Любомир Найман напомнил, что цены на автомобили в России растут гораздо медленнее валютных курсов, и каждое представительство тщательно рассчитывает все изменения в прайс-листах, нащупывая баланс между спросом и возможностями производств и импортеров: «Наши ожидания – это математика. Мы работали с евро стоимостью 40 руб., а сейчас он вдвое дороже. Цены на автомобили при этом выросли в среднем на 30%. Конечно, никто не может быть доволен спадом рынка в 37%, но сейчас нужно хотя бы удержать свои позиции». «Сейчас нужно хотя бы удержать свои позиции».
Топ-менеджер полагает, что в ближайшее время цены будут продолжать постепенно расти, но болезненных резких скачков продавцы постараются избежать: «Опыт прошлого года показывается, что все производители медленно, но постоянно повышают цены. В ближайшее время мы ожидаем рост цен примерно на 10% даже при сохранении курса валют – это поможет хоть как-то компенсировать ценовые игры импортеров». Найман уверен, что при очередном повышении многие могут работать без прибыли: «Если марка уверена в будущем на ближайшие 10-20 лет, она постарается остаться и будет готова терпеть убытки».Значительно повышать цены не имеет смысла, поскольку клиенты просто перестанут покупать автомобили, уверен генеральный директор российского представительства Suzuki Кэиити Сумида: «Когда машина становится слишком дорогой, клиент либо отказывается от покупки, либо откладывает ее». При этом представитель марки, продажи которой упали значительно ниже рынка, не торопится оценивать ситуацию, как критическую: «Мы не думаем, что падение на 67% является поводом для ухода с рынка. Сейчас надеемся как минимум сохранить нынешний уровень продаж, потом будут новые модели. Главная задача сейчас – дать клиенту возможность купить автомобиль». Не лучше идут дела и у компании FCA Rus, которая официально продает в России автомобили Fiat, Chrysler и Jeep, но генеральный директор Джорджио Горели считает, что борьба за рынок еще впереди: «Суть игры в том, что надо искать компромисс между целями дилеров и клиентов. Просто не будет, и мы понимаем, что придется идти на уступки. Но цены не будут расти бесконечно. Наша задача сейчас – предложить клиентам качественный сервис». «Если марка уверена в будущем на ближайшие 10-20 лет, она постарается остаться и будет готова терпеть убытки».
В том, что рынку не обойтись без госпрограмм поддержки автопрома, сходятся все эксперты. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в первом полугодии на эти программы государство готово потратить 20 млрд рублей. Вопрос только в том, как именно будут распределяться квоты на государственную помощь. Например, в прошлом году господдержка не коснулась некоторых китайских компаний, имеющих сборочные производства на территории России. Источник Autonews.ru в представительстве Chery рассказал о том, что банки отказывались выдавать льготные автокредиты под покупку китайских машин черкесской сборки, ссылаясь на указание Минпромторга. При этом само ведомство на запрос импортера эту информацию не подтвердило.Иван АнаньевФото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори