Статьи, 18 дек 2015, 14:21

«Платная парковка в удаленных районах – это абсурд»

Петр Шкуматов подвел итоги митинга против платных парковок и перечислил основные претензии к Максиму Ликсутову...
Читать в полной версии
На Пушкинской площади 15 декабря прошла акция протеста против расширения зоны платной парковки. Один из организаторов митинга, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов подвел итоги мероприятия и рассказал корреспонденту Autonews.ru об основных претензиях к заместителю мэра Москвы по вопросам транспорта Максиму Ликсутову. – Объявление о том, что 26 декабря парковка станет платной еще на почти 300 улицах столицы, вызвало шквал негатива среди автомобилистов в соцсетях. А сколько народу в итоге пришло на настоящий митинг? - Акция на Пушкинской стала самой многочисленной, но МВД выдало какие-то смешные цифры. Банальный подсчет по плотности размещения людей и площади, которую они занимали, дает цифру около 3000 человек одномоментно. Понятно, что люди приходили и уходили, так что всего на площади побывали от четырех до пяти тысяч (по данным МВД на площади было не более 500 человек; по подсчетам корреспондента РБК, работавшего на месте, на акции присутствовали около 700 человек – прим. редакции).
– Вместо согласованного митинга вы оформили мероприятие как встречу с депутатами, и многие из них действительно выступали перед собравшимися. Не было ли ощущения, что они пришли просто попиариться на актуальной сейчас теме?
- Действительно, это была встреча с депутатами, которых было довольно много, включая несколько известных представителей КПРФ и «Справедливой России». Они говорили не только про парковки, поднимали широкий круг вопросов, но это ведь и есть политика. Задача депутатов – помогать гражданам в решении их проблем. Мы привыкли к тому, что у нас депутаты бездеятельные и занимаются чем угодно. Например, решением своих бизнес-вопросов, а не разбираются с проблемами граждан. И сам ваш вопрос родился как раз из этого шаблона. Но те же Рашкин с Родиным (депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Владимир Родин – прим. редакции) ходили в ОВД Тверской и сидели там до тех пор, пока полицейские не отпустили всех задержанных. А ведь там не было журналистов. То есть депутаты, которые были на акции, пришли туда помогать москвичам, привести ситуацию к здравому смыслу.– Вся эта история с митингами – это банальный протест против платных парковок, или у людей все-таки были какие-то конкретные требования к руководителям города? - У нас в итоге сформировалось три требования. Во-первых, отправить в отставку главу столичного департамента транспорта Максима Ликсутова. Во-вторых, отменить решение о расширении зоны платных парковок за пределы ТТК. А в-третьих, изменить механизм принятия решений в части организации платных парковок и установки тарифов, передав этот вопрос на районный уровень местным депутатам и жителям. Это как раз то, о чем Путин говорил на своей пресс-конференции, как о свершившемся факте. Хотя в действительности все полномочия у муниципальных депутатов отобраны, и они в этой сфере ничего не решают.
– Сложно представить, что депутаты будут по своей воле продвигать тему с платными парковками, если она вызывает столько негатива у избирателей. - Ошибаетесь. Большая часть депутатов Единой России давно выступает за введение платных парковок, в том числе и в спальных районах. Понятно, что, если этот вопрос станет для населения критическим, в какой-то момент жители этих людей не переизберут заново. Но на текущий момент тех, кто выступает за платные парковки, действительно много.– Вы выступаете за то, чтобы зона платных парковок не выходила за пределы ТТК. Значит ли это, что плата за стоянку в центре уже не вызывает дискуссии? - Конечно вызывает. Сегодня мы говорим о том, что муниципальные собрания должны решать, где именно вводить плату. Но если в центре она хоть как-то обоснована, то в удаленных районах это абсурд. К тому же у любой платной парковки должны быть четко обозначенные границы, за которые она точно не пойдет. Сейчас законодательство позволяет организовать такую хоть в деревне Кукуево, если так решит местный глава. Это мина замедленного действия, которая будет приводить к серьезным социальным конфликтам. Мы любим ссылаться на Европу, но там все зоны платных парковок находятся в исторических центрах, за которыми парковка абсолютно бесплатна. Наш закон – это абсолютный радикализм. – Существует ли какая-то альтернатива платным парковкам? В городе действительно полно мест, требующих наведения порядка, а иных способов регулирования, кроме финансовых, пока не изобрели. - Давайте отделять наведение порядка от платных парковок. Парковки не наводят порядок. Его наводят штрафы, эвакуаторы и инспекторы ГИБДД. В тех местах, где нарушения происходят постоянно, необходимо постоянное присутствие инспекторов. Платные парковки не решают транспортную проблему, они вообще не имеет отношения к порядку. Вот я сейчас еду по Цветному бульвару, где все стоят в три ряда. И толку от платных парковок никакого. Так что гипотеза про порядок является ошибочной. Надо смотреть глубже. Основная причина в том, что у нас при планировании территории забывают про парковки. Строят огромные торговые и бизнес-центры, которые не имеют инфраструктуры, чтобы в них приехать. И вот эти заложенные изначально проблемы пытаются решить платной парковкой. В Москве сосредоточено 15% населения страны, и это при том, что плотность дорог на душу населения здесь в 8 раз меньше, чем в Лондоне. В итоге проблемы: теснота, взаимная агрессия. Решение этих проблем кроется не в транспортном регулировании, а в области социально-экономического развития страны, создании условий для приложения труда в других экономических центрах. Иначе все всегда будут ехать сюда и ходить друг у друга на головах.
– Невозможно быстро построить вторую столицу и перенести в нее всю деловую активность. А проблемы с трафиком и парковками в Москве существуют здесь и сейчас. И разве опыт центра столицы, где уже давно ввели платные парковки с высокими ценами, не показывает, что в целом эта система может работать? - Она работает очень жестоким способом – определяются лишние автомобилисты, которые по экономическим причинам выбывают из движения. Это самый грубый способ выкидывания автомобилистов. Происходит социальное расслоение, которое приводит к появлению класса людей, не имеющих доступ к тем или иным пространствам. Это не соответствует конституции, согласно которой государство должно повышать социальный уровень граждан и улучшать их благосостояние. В конце концов можно хоть завтра увеличить стоимость литра бензина до 100 рублей, довести налог на машину до 100 тысяч, а стоимость парковки до 500 рублей. Все дороги станут пустыми, но насколько это соответствует целям и задачам государства? Этот вопрос нужно решать на федеральном уровне. Создавать предприятия, перемещать образовательные центры. Ну невозможно решить транспортную проблему здесь и сейчас. Как запущенное заболевание, которое невозможно победить одним хорошим лекарством. Чем больше мы будем друг другу врать про платные парковки и платный въезд в город, тем дальше мы будем запускать это заболевание.– А если всю систему реализовать как следует, чтобы она работала без сбоев, была простой и понятной, не выписывала бы ошибочные штрафы и не предлагала бы неразумных запретов? В таком случае люди могли бы выбирать и планировать свои поездки, а не отказываться от них вовсе? - Именно так и должна работать система транспортного регулирования. Вопрос в том, поможет ли она в принципе в столь перенаселенном городе глобально решить проблему. Уверен, что нет. Это то же самое, что лечить тяжелое сердечное заболевание пиявками. Самочувствие может и станет временно получше, но причины заболевания не устранены. И опять остается эта социальная диспропорция.– Платная парковка во дворах – это наша будущая реальность, или метод запугивания населения ради нагнетания атмосферы вокруг парковочной темы? - Существуют документы департамента транспорта, в которых четко написано, что вопросы платных парковок во дворах прорабатываются. Значит, на это тратятся деньги, время. Наверное, все реально. К тому же есть много людей, которые говорят: у нас весь двор завален машинами, они на тротуарах и газонах, невозможно пройти и негде погулять. Но проблема то в том, что наши чиновники много лет подряд преступно игнорировали вопросы автомобилизации населения. Разрешали застройку всех свободных пятачков многоэтажками, необеспеченными машиноместами, не развивали многоуровневые стоянки, которые уже сто лет как строят в развитых городах мира. Многолетнее игнорирование тенденций и привело к тому, что все дворы оказались заваленными машинами, а теперь их предлагается разгрузить за счет взимания платы. А куда машины девать? Этот вопрос должна решить государственная программа по развитию многоуровневых паркингов и мест хранения, потому что жители сами не смогут их сделать. В том числе, программы перепрофилирования государственной недвижимости. Амстердам и Брюссель, например, так делают. Это вопрос государственной политики. Они должны сделать, а не ограничивать.
– Почему звучат требования отставки Ликсутова? Представим, например, что на его место приходит другой человек. Зачем ему менять транспортную политику, если она, насколько мы знаем, поддерживается на высшем уровне? - Задача Ликсутова – решить транспортную проблему, и он обещает решить ее с помощь инструмента, который ее не решает. Чем быстрее Ликсутов это признает, тем быстрее федеральные власти задумаются о том, что такую политику надо менять. А сейчас на федеральном уровне поддерживают ложную идею, которая педалируется московскими властями: у нас, мол, все хорошо, трафик улучшился на 12%. Это вообще-то опровергается негосударственными сервисами мониторинга трафика. То есть поддержка правительства основана на ложных данных.– Какова конечная цель этого противостояния с московским властями с точки зрения общественников? Просто отменить плату за парковки? - Конечная цель в том, чтобы вернуть транспортную политику государства в рамки здравого смысла. Сейчас политика государства качается от одной крайности к другой. С одной стороны, давайте стимулировать автопроизводство до 3 млн машин в год, с другой, давайте настолько закрутим гайки, чтобы люди пересели на общественный транспорт. Понимания того, что делать с транспортом, нет. Есть рефлекторная реакция на проблемы и последовательность несистемных действий. Наша задача – привести эту политику в нормальное русло. Сбалансировать градостроительный кодекс, пересмотреть нормы и принципы планирования территории. Около каждой многоэтажки должна быть нормальная стоянка. Вот рядом со мной строится 19-этажный дом с 6 парковочными местами. И вы еще удивляетесь, почему во дворах наступает коллапс? Ну кое-как разместим еще 40 машин, а остальные куда? Чиновники, пользуясь недостатками законодательства, принимают такие решения о застройке территории. А территории нужно развивать сбалансированно. И как пользователи этих территорий мы вправе считать, что государство должно за счет бюджета решать проблему размещения автомобилей.– Сколько лет потребуется городу, чтобы навести порядок? - Если начнем прямо сейчас, нужно не менее десяти лет. Это с нормальной политикой регулирования. Быстро все эти проблемы, очевидно, не решаются. Необходимо это принять, признать, и начать действовать последовательно и системно.Иван Ананьев Фото: Lori.ru, PhotoXPress.ru