Статьи, 25 сен 2015, 08:49

За плохое поведение на дороге накажут дорогим ОСАГО

Банк России разрабатывает идею введения повышающего коэффициента для злостных нарушителей ПДД...
Читать в полной версии
Полис ОСАГО вскоре может подорожать для водителей, которые не соблюдают Правила дорожного движения. Банк России, на который возложены функции регулятора тарифов автогражданки, совместно с МВД и Российским союзом автостраховщиков (РСА) разрабатывает идею введения повышающего коэффициента для злостных нарушителей ПДД. К таковым будут относиться водители, которые часто нарушают правила, либо те, чьи действия попадают под несуществующий пока в России термин «опасное вождение». Согласно плану мероприятий, направленных на снижение смертности в ДТП, который утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, соответствующие определения должны появиться в законодательстве в первом квартале 2016 года. Тогда же могут заработать и новые тарифы ОСАГО. На запрос Autonews.ru представитель Банка России ответил, что введение повышающего коэффициента должно стать еще одной ограничительной мерой для безответственных водителей. А механизмы работы системы и сами коэффициенты уже обсуждаются с МВД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Представитель пресс-службы РСА отметил, что нынешние тарифы и коэффициенты бонус-малус базируются на актуарных, то есть статистических расчетах, а новые коэффициенты тоже требуют математического подхода: «Прежде чем принимать решение о целесообразности установления еще одного коэффициента к страховому тарифу ОСАГО, необходимо произвести эти расчеты». На данный момент известно, что повышающие коэффициенты планируется привязать к количеству и составу правонарушений, поэтому в их разработке принимают активное участие представители ГИБДД. Причем в РСА отмечают, что принципиальное решение о введении дополнительных коэффициентов еще даже не принято: «Данный вопрос требует глубокой проработки как в части его значений, так и в части обоснованности его введения в целом. Для установления коэффициента к страховому тарифу ОСАГО необходимо наладить взаимодействие баз автоматизированной системы АИС РСА и федеральной информационной системы ФИС ГИБДД, параметры этого взаимодействия в настоящий момент обсуждаются в рамках совместной работы двух организаций». Фактически ведомства сейчас занимаются обработкой статистических данных ГИБДД о нарушениях ПДД и авариях, а также их привязкой к размерам выплат страховых компаний по системе ОСАГО.
Руководитель управления методологии компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров согласен с тем, что для нормальной работы системы необходима комплексная интеграция информационных систем ГИБДД и РСА: «Возможность введения повышающих коэффициентов для водителей, часто нарушающих правила дорожного движения, можно рассматривать как развитие истории с электронным договором на базе АИС РСА. С точки зрения страхования достаточно логичным будет включение истории нарушений в общую историю водителя – это будет более точно отражать уровень риска водителя по сравнению с историей выплат, которая формируется постфактум». Эксперт подчеркивает, что только в таком случае система сможет выставлять страхователю более точный тариф, но при этом она должна работать не только в сторону повышения, но и снижения коэффициента для аккуратных водителей: «В этом случае распределение премий по ОСАГО между безаварийными водителями и нарушителями или виновниками ДТП будет склоняться в сторону вторых, что сделает тарификацию в целом более справедливой, и первым не придется оплачивать убытки вторых». Заместитель директора страховой компании «Ресо-Гарантии» Игорь Иванов согласен с тем, что опасное вождение влияет на расходы страховых компаний: «Мы чаще имеем дело с конечным результатом, то есть с убытками. Система, которая дает возможность еще до оформления полиса зафиксировать тех, кто своим поведением на дороге может спровоцировать ДТП, кажется правильной». Но доступа к базам данных ГИБДД у страховщиков пока нет, говорит представитель «Ресо-гарантии»: «Доступа к базам по штрафам у нас пока нет, да и есть ли в нем смысл? Единственное, что могло бы заинтересовать нас – это регулярное превышение скорости. Нарушения правил парковки, например, влияют на аварийность в меньшей степени».
Неплохой идеей Иванов считает возможность привязки повышающего коэффициента к штрафам за опасное вождение, но определения самого термина в российском законодательстве по-прежнему нет. Автоюрист Николай Тюрников тоже не понимает, как будет трактоваться опасное вождение: «Если в законодательстве не будут четко прописаны критерии этого понятия, страховые компании смогут трактовать историю водителя как угодно. Я не против введения штрафа для опасных водителей, но только при условии, что опасная езда будет описываться объективными критериями». Игорь Иванов считает, что тарифы должны быть обоснованными: «Те, кто отвечает за тарифы, должны проанализировать, как это все будет влиять на убытки компаний и расходы страхователей. Если новые тарифы не будут обоснованными, тогда всем нам придется пройти через очередную волну критики. Одно дело, когда человек единственный раз попался на опасном вождении, и совершенно другое, если он каждый день ездит безобразно. В таких случаях не лишним было бы лишение прав».Автоюрист Николай Тюрников в корне не согласен с тем, что введение дополнительных коэффициентов скажется на безопасности движения. Эксперт считает, что единственным объективным показателем степени аварийности водителя является коэффициент бонус-малус (КБМ), и дополнительные не нужны: «Введение коэффициента за нарушение ПДД недопустимо, потому что договор ОСАГО является обязательным и публичным. То есть его обязан иметь каждый водитель, и со всеми автомобилистами он должен быть заключен на одинаковых условиях».
Странным Тюрникову кажется и факт наслоения нескольких штрафных санкций за одни и те же нарушения: «КБМ уже учитывает аварийность водителя. Если КБМ высок, значит и так ясно, что конкретный автомобилист водит машину плохо. И у него уже есть тройной коэффициент, а тут ему придется платить еще больше. За нарушения ПДД водителя называют сначала штрафом, а потом еще и повышенной страховкой. Но если от добровольного страхования каско можно отказаться, то стоимость ОСАГО, например, в 50 тыс. рублей может стать просто запретительной». Юрист уверен в том, что все делается для наживы страховых компаний: «Смысл нововведения один – принести еще больше денег страховым компаниям. Бесконечное повышение тарифов надо остановить, оно уже давно не имеет под собой реальных оснований».Игорь Иванов, напротив, уверяет, что сами страховые компании не слишком заинтересованы в новой системе тарифов: «Эту идею предложили не страховщики, и не РСА. Изменения предлагает государственный орган, и если решение будет принято, мы будем его исполнять». Страховщик считает, что к прибылям страховых компаний эта идея имеет мало отношения и несет скорее социальную функцию, которая дополняет существующие меры наказания: «Повышающие коэффициенты к ОСАГО – это вторичная мера материального воздействия, вишенка на торте системы материальной стимуляции водителей. А первичными все-таки должны быть административные наказания – высокие штрафы и лишение прав. Лечить людей, которые рискуют жизнью других людей, надо радикально».Иван АнаньевФото: Фотобанк Лори