«Машин на всех не хватает». Что происходит на вторичном рынке
До стабилизации ситуации на авторынке еще далеко, а прежних цен мы уже не увидим никогда, говорят эксперты...
Читать в полной версии
Продавцы, боясь продешевить, не торопятся выставлять автомобили на продажу.
По данным компании GetNewCar, за два месяца Ford Focus на вторичном рынке в среднем подорожал на 48,9%. В ноябре экземпляры 2012 года выпуска продавались по цене порядка 450 тыс. рублей, а сейчас за аналогичные модели просят около 670 тыс. рублей. Существенно прибавили в цене и кроссоверы. Так, Volkswagen Tiguan 2011 года выпуска два месяца назад можно было купить за 790 тыс. рублей, а сейчас за аналогичные модели просят порядка 1 150 тыс. рублей. Таким образом, автомобиль подорожал на 45,5%. Одной из самых подорожавших моделей стала Nissan Teana. Теперь автомобиль 2011 года выпуска продается по цене порядка 1 150 тыс. рублей, хотя еще в ноябре 2014 года такую машину можно было купить в среднем за 665 тыс. рублей. Тем не менее, прямой зависимости роста цен на вторичном рынке от прайс-листов официальных дилеров нет: представители автокомпаний меняют ценники по-разному: кто-то повышает часто и постепенно, кто-то делает это резко. К тому же бывшие в употреблении автомобили одного года выпуска могут сильно отличаться по состоянию и комплектации, замечает Лисовская: «Нельзя говорить о том, что цены, например, на подержанный Ford Focus выросли на 25% – слишком уж большой разброс в зависимости от версии и состояния автомобиля. К тому же многие продавцы сейчас пытаются завышать цены, ссылаясь на возросшую стоимость новых, но рынок этого не принимает, и такие предложения висят очень долго». Средние цены на популярные автомобили по данным компании GetNewCar:«Сначала поднимается цена на новые, почти сразу – на машины в возрасте 1-2 года».
Успокоить цены мешает и спекулятивный фактор, говорит эксперт: «Рынку подержанных машин сильно мешают спекулятивные предложения от тех, кто успел купить новый автомобиль в конце прошлого года еще по старым ценам, а теперь пытается продать его заметно дороже. С одной стороны это новый автомобиль, у которого зачастую еще не сняли целлофан с кресел, с другой – вторичный, прошлого года выпуска, который должен по идее продаваться дешевле». Сергей Паращенко тоже отмечает появление подобных предложений: «Спекулянты размещают объявления о продаже с ценником на 20-50% дороже, чем тот, за который они брали машину в прошлом году, и таких предложений на рынке становится все больше». Найти действительно разумное предложение сейчас нелегко. Продавцы не полагаются на случай – и профессионалы, и физические лица тщательно отслеживают предложения на рынке и сами формируют определенный уровень цен. Однако у частников разброс цен выше – есть предложения дешевле и дороже, чем у профильных организаций. Баринов оценивает этот разброс не более, чем в 5%, рекомендуя все-таки обращаться в салоны: «Риски покупки у частников сейчас только увеличиваться: на рынке будет больше залоговых автомобилей, либо машин с плохой историей. Сейчас усилиями дилерского сообщества создается единая база, где содержится вся информация об автомобилях по их vin-кодам. Это будет важным шагом на пути создания цивилизованного авторынка в стране».Представитель GetNewCar тоже рекомендует держаться подальше от мелких организаций, не поддаваясь соблазну немного сэкономить: «Фирмы, которые предлагали срочный выкуп, в прошлом году брали все без разбора, поэтому нормальных машин в таких салонах сейчас не найти. У крупных игроков рынка цена будет выше, чем у мелких, но при этом в автосалоне можно договориться, например, на бесплатное дополнительное ТО, а если это официальный дилер именно этой марки, то еще и узнать историю машины».Эксперты сходятся и в том, что понижения цен ждать не следует. Елена Лисовская считает, что покупку откладывать нельзя: «Цены растут и будут расти дальше. Вторичный рынок с задержкой реагирует на повышение цен автопроизводителями, так что процесс роста цен тут еще не завершен». Алексей Баринов тоже не готов предсказать, когда произойдет стабилизация спроса, и на каком уровне зафиксируются цены: «Это замкнутый круг: если цены продолжат расти, то сократится и предложение. В итоге, отложив покупку, можно будет столкнуться с ситуацией, когда машины подорожают и выбрать будет не из чего». Впрочем, небольшой шанс на понижение цен все-таки есть, полагает Сергей Паращенко. Это касается и переоцененных моделей, и явно спекулятивных предложений. «Процесс стабилизации цен на вторичном рынке займет от нескольких месяцев до полугода, и мы предполагаем небольшое снижение на отдельные позиции, которые сейчас явно переоценены. Салоны не хотят продавать автомобили с накруткой меньше, чем планировалось, но и желающих купить машину по новым ценам не становится больше. Однако снижение может произойти, если рубль больше не будет дешеветь. В любом случае, цен докризисного уровня не будет уже никогда. Если есть необходимость в покупке автомобиля, ждать смысла нет. Это более надежное вложение, чем денежные купюры вне зависимости от их цвета», – отметил эксперт.«Рынку подержанных машин сильно мешают спекулятивные предложения».
В том, что цены на рынке подержанных автомобилей неоправданно высоки, уверен и Эдуард Гуринович, генеральный директор компании Carprice. Специалист полагает, что этому рынку нужен цивилизованный регулятор. «Новые автомобили подорожали на 20%, а по большинству подержанных рост цен за декабрь-январь составил 25-30%. Такая аномалия возникает потому, что на вторичном рынке нет единого инструмента измерения цен. В Европе и США существует система аукционов, которые определяют среднюю цену. На российском рынке сложно понять: скачок цен – это массовая тенденция или в продаже всего четыре автомобиля, владельцы которых решили отдать их подороже. Сейчас рынок регулирует сам себя. Срок продажи машины сократился с двух месяцев до двух дней, поэтому вариантов с нормальной ценой просто не остается».Иван Ананьев Фото: Павел Лосевский / Fotobank.ru