«Спасите Ринг». Россиянин купил немецкую трассу Формулы-1
Как легендарный автодром Нюрбургринг достался владельцу компании «Фармстандарт» Виктору Харитонину…
Читать в полной версии
Новые владельцы автодрома обещают увезти недавно построенные аттракционы в другой город.
Строго говоря, гоночный комплекс принадлежит немецким гражданам: фактический собственник Нюрбургринга – земля Рейнланд-Пфальц и ее четырехмиллионное население. В начале века правительство немецкого региона сдало автодром в аренду частной компании Nuerburgring Automotive GmbH (NAG), которой управляли коммерсанты Йорг Линднер и Кай Рихтер. NAG не просто арендовала трассу, но и проводила на ней всевозможные гонки – в том числе Гран-при Формулы-1. Чтобы привлечь на трибуны больше посетителей и заставить их тратить больше денег, Линднер и Рихтер составили амбициозный план по превращению трассы в многофункциональный досуговый центр. Рядом с гоночным комплексом возвели пятизвездочный отель, колесо обозрения и аттракционы – согласно бизнес-плану, такое соседство должно было привлечь обеспеченных клиентов и семьи с детьми.Расчет не оправдался. Поклонники автоспорта привыкли приезжать на Нюрбургринг с палаткой и во время соревнований жить в кемпинге. Вместо дорогих ресторанов фанаты жарили сосиски на кострах, парки аттракционов также оставили гостей равнодушными. При этом на содержание и электроснабжение всей инфраструктуры приходилось тратить немалые деньги – а параллельно Линднер с Рихетром должны были выплачивать кредит, взятый на смелую модернизацию. Все закончилось банкротством Nuerburgring Automotive GmbH и поиском нового арендатора – правительство Рейнланд-Пфальца не обладало ни компетенцией, ни желанием проводить здесь гонки, а потому вариант с самостоятельной эксплуатацией Нюрбургринга не рассматривался изначально. Нюрбургринг принимает Гран-при Германии Формулы-1 каждые два года.
Под давлением общественности власти Рейнланд-Пфальца поддержали трассу: в мае 2012 году арендаторам автодрома выделили прямую помощь из бюджета в размере 456 миллионов долларов. В течение лета компания-должник, затеявшая масштабную перестройку Нюрбургринга, в дополнение получила налоговые льготы, отсрочку по кредитным выплатам, а также несколько поручительских писем, где власти гарантировали надежность и платежеспособность арендаторов. Региональная администрация не учла одного: по закону все подобные действия должны согласовываться с вышестоящими органами Европейского Союза. Еврокомиссия начала расследование, после которого признала все выплаты, субсидии и налоговые послабления незаконными – вердикт, вынесенный 1 октября 2014 года, обязывает получателей помощи вернуть в немецкую казну 1,2 миллиарда евро. Проблема в том, что все ответчики давно признаны банкротами – то есть взыскивать долг уже не с кого.В такой обстановке Рейнланд-Пфальц нанял компанию KPMG для проведения аукциона по продаже контракта NAG на долгосрочную аренду Нюрбургринга. Несмотря на то, что на протяжении последних пяти лет трасса приносила своим арендаторам только убытки, заявки на приобретение прав на автодром подали более сотни компаний. Среди претендентов фигурировал «Автомобильный клуб Германии» ADAC и даже генеральный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун. В итоге контракт почти достался европейскому подразделению инвестиционной компании HIG из Майами – но в последний момент аудиторы KPMG передумали. Нюрбургринг работает круглогодично: проехать по знаменитой трассе может любой желающий.
Первую порцию стомиллионного платежа в размере всего 5 миллионов евро внесла Getspeed. Следующий транш до 31 октября 2014 года должна была перевести головная структура Capricorn – по неподтвержденной информации, речь шла о 77 миллионах евро. В конце сентября выяснилось, что денег у компании нет: для финансирования сделки глава Capricorn Робертино Вильд планировал взять у Deutsche Bank кредит, но банк отказался предоставлять средства. Тогда предприниматель попробовал заложить свою коллекцию картин – однако к тому времени она уже находилась в залоге, так что и здесь получить деньги не удалось. С приближением обозначенной в соглашении даты 31 октября вероятность срыва контракта приблизилась к 100 процентам: аналитики уже заговорили о том, кого выберет KPMG после того, как Capricorn Nurburgring не выполнит обязательства. Все тот же инвестфонд HIG Capital, а также компания Technikkonzern Nexovation возобновили переговоры с продавцом – в этот самый момент на сцене возник Харитонин. Российский бизнесмен через подконтрольную ему фирму NH Holding просто выкупил долю Capricorn в объединенной компании и сразу же внес необходимый платеж. Поскольку юридическое лицо, с которым взаимодействует KPMG, не изменилось, сделка остается законной – изменение структуры собственников в Capricorn Nurburgring не должно привести к пересмотру соглашения. В целом, последствия от этой перестановки для самого Нюрбургринга пока неясны. Возможно, новый владелец сможет более щедро финансировать гоночный комплекс – во всяком случае, миллиардеру вряд ли потребуются кредиты для проведения обещанной 25-миллионной модернизации.