Статьи, 22 сен 2014, 09:49

Ночной Гран-при: как в Формуле-1 сменился лидер

Гибридный Mercedes F1.W05 сломался за две минуты до старта ― и гонка в Сингапуре пошла по нетипичному сценарию...
Читать в полной версии
Двадцать два гоночных автомобиля выехали на улицы, когда на город опустилась тьма: старт дали в 8 часов вечера, а соревновались пилоты два часа. И если для обычных горожан это мог быть обычный воскресный вечер, то для участников заезда прошедшие 120 минут стали самыми долгими и изнуряющими за весь год. Нет, это не стрит-рейсинг, а самая настоящая Формула-1: 20 сентября в Сингапуре завершился ночной Гран-при. В календаре Формулы-1 Сингапур идет на 14-м месте. Впрочем, если бы этапы ранжировали по степени сложности, городской заезд в тропиках без сомнений попал бы в первую тройку. Закованное в бетон пятикилометровое кольцо изматывает само по себе: близость стен практически не дает права на ошибку, а пилоты за один круг преодолевают рекордное количество поворотов ― 23. Низкая по меркам Формулы-1 средняя скорость в 150 километров в час приводит к тому, что заезд в Сингапуре оказывается самым длинным в году ― вместо привычных 80-90 минут пилоты гоняются полноценные два часа.А теперь добавьте к этому экстремально высокую влажность и температуру воздуха: для пилотов гоняться в Сингапуре - это все равно, что управлять машиной в бане. И в отличие от футбола или тенниса, здесь спортсмены не могут отдохнуть ни секунды: конфигурация уличного автодрома «Марина Бэй» просто не позволяет гонщикам перевести дух. На пит-стопах ситуация становится еще хуже - если в гонке пилота хотя бы немного обдувает встречный воздух, то во время остановки гонщик словно погружает голову в духовку: в забрало шлема резко проникает горячий воздух от раскаленных тормозов, что никак не улучшает самочувствие спортсмена.Выживают самые стойкие: на Гран-при Сингапура-2014 с дистанции сошли пять участников. Среди выбывших оказался и лидер чемпионата Нико Росберг. Вернее, теперь уже бывший лидер.

Ключевой момент: сход лидера чемпионата

Первой интригой ночного этапа Формулы-1 стали технические проблемы на гибридном Mercedes F1.W05 Нико Росберга. Немец должен был стартовать со второго места, но еще на прогревочном круге болид 29-летнего пилота отказался трогаться с места. Механики смогли откатить машину на пит-лейн и даже заставить ее поехать ― но от былого темпа не осталось и следа.У Росберга не включалась одна из передач, отказала система снижения сопротивления воздуха DRS, сцепление, а, вдобавок ко всему, вышел из строя лимитатор скорости, предназначенный для передвижения по пит-лейну. За 14 кругов Нико смог опередить лишь одного пилота Marussia, после чего застрял за безнадежно медленным Маркусом Эрикссоном на Caterham. Когда Росберг заехал в боксы, инженеры заменили ему рулевое колесо ― но даже новый руль не помог реанимировать умерший F1.W05. После смены покрышек Нико застрял на нейтральной передаче и сошел с дистанции. Любители статистической справедливости могут быть довольны: теперь у партнеров по команде Mercedes AMG равное количество сходов по техническим причинам. Напарник Росберга воспользовался ситуацией сполна: Льюис Хэмилтон выиграл гонку и отыграл казавшийся бесконечным отрыв в 22 очка. Теперь именно британец вышел в лидеры чемпионата, но двух пилотов разделяют всего 3 балла ― при цене победы в 25 очков это ничтожно малый разрыв.

Сюжет Гран-при: запрет на помощь по радио

Пожалуй, главной темой для обсуждения на Гран-при Сингапура стал запрет на рекомендации инженеров по радио. Весь сезон сотрудники команд усердно инструктировали пилотов, как им следует управлять болидом, а также сообщали своим подопечным отрывы от соперников. Перед этапом в Сингапуре законодатели Формулы-1 решили усложнить всем жизнь: отныне гонщики могут получать только справочную информацию о ходе заезда, в то время как прямые сравнения с другими пилотами попали под запрет.В новой норме есть свой резон: советы инженеров можно интерпретировать как «постороннюю помощь при управлении автомобилем», что прямо запрещено регламентом. Правда, почему этот вопрос не волновал никого раньше, остается непонятным.В итоге гонщики получили чуть больше самостоятельности на трассе, а инженеры утратили часть контроля над машиной во время гонки. Важный момент: поначалу запретов было еще больше, но под давлением участников спортивное руководство чемпионата все-таки разрешило инженерам сообщать гонщикам технические детали. Без этого сходов могло быть гораздо больше ― современные «формульные» болиды слишком сложны, чтобы оставлять с ними пилотов один на один.

Главный герой: Жан-Эрик Вернь

Гран-при Сингапура выиграл Льюис Хэмилтон, но наиболее отличившимся пилотом прошедшей гонки его не назвать: все же, болиды Mercedes слишком сильно превосходят машины конкурентов. Для британца этот триумф стал седьмым в сезоне ― и вряд ли после схода Росберга кто-то сомневался в победе Хэмилтона.Куда сильнее зрителей удивил Жан-Эрик Вернь. Партнер Даниила Квята по команде Toro Rosso провел, возможно, лучшую гонку в своей карьере: на далеко не совершенном болиде с мотором Renault француз устроил целую серию красивых обгонов и пробился с 12-го места на старте на шестое на финише.Вдвойне удивительно, что этому успеху не помешали сразу два штрафа за выезды за пределы трассы: комиссары дважды прибавляли к времени француза по пять секунд, но Жан-Эрик словно не замечал этих наказаний. Апофеозом стали финальные минуты, когда Вернь каким-то чудом опередил четверых соперников и за полтора круга оторвался от них на 7 секунд, полностью нивелировав эффект от штрафа. Загибайте пальцы: на Гран-при Сингапура Вернь обогнал Квята, Мальдонадо, Магнуссена, Хюлькенберга, Райкконена, Боттаса ― и финишировал на шестом месте. Лучшем за всю карьеру в Формуле-1.

Самый красивый эпизод: Перес против всех

Пилот команды Force India Серхио Перес известен своим азартом и фирменной неуступчивостью. На Гран-при Сингапура мексиканец подарил фанатам то, что они любят больше всего: жесткие дуэли. Сначала Перес столкнулся с Адрианом Сутилом: Серхио атаковал соперника по внешней стороне, когда немец просто «завез» оппонента в стену.От контакта на болиде Force India надломилось переднее антикрыло: аэродинамический элемент ушел под днище, после чего 700-килограммовый автомобиль раздробил деталь, усеяв асфальт обломками. На трассу выехал пейс-кар, а Перес поехал в боксы менять антикрыло. Зачастую борьба за высокие места для пилота на этом заканчивается ― но только не для Серхио Переса.Мексиканец вернулся в гонку и бросился отыгрывать позиции. Незадолго до финиша спортсмен догнал плотную группу соперников, боровшихся на грани очковой зоны, и за каких-то девять кругов прорвался с 14-го на седьмое место. Среди поверженных Пересом ― собственный напарник Нико Хюлькенберг и чемпионы мира Дженсон Баттон с Кими Райкконеном.

Россия в Формуле-1: с обезвоживанием, но на финише

Единственный российский гонщик в Формуле-1 Даниил Квят всю гонку провел без воды: система подачи жидкости отказала на старте, оставив уфимца один на один с тридцатиградусной жарой. Впрочем, 30 было снаружи ― в кокпите температура могла доходить до 70 градусов по Цельсию.Лишенный воды Квят еле-еле дотянул до финиша: в таких условиях даже непривычно низкое 14 место кажется достижением. По ходу гонки Даниил говорил команде, что не выдержит полную дистанцию, но сила убеждения взяла свое ― инженер практически уговорил Квята продолжать бороться.

Борьба за титул: обнуление разрыва

Сезон Формулы-1 2014 года начался в Австралии в середине марта. Семь месяцев и 14 гонок спустя констатируем: Льюис Хэмилтон и Нико Росберг вернулись к тому, с чего начинали. За пять этапов до финиша между соперниками остались ничтожные три очка ― а значит, борьба на заключительных этапах обещает стать особенно напряженной. Следующий Гран-при пройдет в Японии 5 октября.Антон ПогорельскийФото: Hoch Zwei / ZUMAPRESS.com / Global Look Press