Статьи, 28 мар 2014, 08:22

Полису ОСАГО назвали новую цену

Участники рынка продолжают приводить аргументы в пользу повышения стоимости страховки...
Читать в полной версии
Подорожание стоимости полиса ОСАГО, которое, как утверждают страховщики, неизбежно в связи с грядущим увеличением лимитов выплат, составит порядка 40%. Эти цифры вновь подтвердили на круглом столе «ОСАГО: обратный отсчет», прошедшем на днях в Москве. И, хотя независимые эксперты настаивают, что страховые компании могут повысить размер выплат и без поднятия базовых тарифов ОСАГО, страховое сообщество продолжает находить новые аргументы необходимости этого решения. Изменения в закон об ОСАГО, которые, согласно указу президента, должны быть разработаны до 1 июня 2014 года, предусматривают не только увеличение выплат по вреду имуществу, но также по жизни и здоровью. Если учесть тот факт, что они станут фиксированными, а получать их будет каждый пострадавший в ДТП, то следует ожидать волнообразного роста обращений граждан за такими выплатами, считает председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. По мнению Соколова, после включения данных поправок в закон об ОСАГО, ежегодные выплаты страховых компаний пострадавшим увеличатся до 9 миллиардов рублей.Заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт ВА» Наталья Данзурун более категорична в своих оценках последствий увеличения лимитов по жизни и здоровью для рынка страхования ОСАГО. «Если говорить о повышении лимитов по страхованию жизни до 500 тысяч рублей, то, по нашим оценкам, средняя выплата по страхованию жизни вырастет с 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Также вырастет обращаемость граждан за этими выплатами, что приведет, в конечном счете, к увеличению выплат по страхованию жизни на 17 миллиардов рублей с текущих 500 миллионов», - заявила Наталья Данзурун.
«Увеличение должно быть где-то на уровне 40%».
Вместе с ростом выплат по имуществу, убеждена аналитик, это превратит страхование ОСАГО в полностью убыточный бизнес уже до конца 2014 года. «В итоге в 2014 году уровень выплат может достичь 76%, а показатель убыточности приблизится к 100%. Для того, чтобы избежать такой ситуации, помимо увеличения лимитов необходимо также увеличить тариф по страхованию ОСАГО. По нашим подсчетам, это увеличение должно быть где-то на уровне 40%», - сообщила Данзурун.Представители автомобильного сообщества оперируют другими цифрами. Действующие страховые тарифы удовлетворяли страховые компании почти 10 лет, а разговоры о необходимости их повышения совпали с распространением Закона о защите прав потребителей на сферу страхования автогражданской ответственности, напоминают общественные деятели.«Давайте посмотрим на структуры выплат, сколько выплачивали страховщики эти годы. Согласно таблицам, приведенным «Страхнадзором», фактически их коллегами, 182 миллиарда осталось у страховщиков. Это говорит о том, что страховщики абсолютно безболезненно могут поднять выплаты по имуществу до 400 тысяч рублей, а выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч. Те убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде», - заявил руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
«Те убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде».
Согласен с Канаевым и глава «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. По его мнению, говорить о гигантском увеличении выплат по жизни и здоровью после вступления в силу поправок в закон «Об ОСАГО» не приходится, так как доля максимальных выплат в общем количестве обращений не изменится. «У нас средняя цифра составляет сейчас 30 тысяч рублей. Соответственно, повышение лимита от 120 тысяч вверх затронет какую-то незначительную часть. Есть крупные страховые компании, которые заинтересованы, чтобы вернуться к тем прибылям, которые у них были. Поэтому сейчас лоббируется отмена действия Закона о защите прав потребителей, лоббируется единая методика», - заявил эксперт.Представители страховых компаний, в свою очередь, обвиняют независимых экспертов в непрофессионализме, утверждая, что получить полную картину рынка, вычитая из суммы сборов сумму выплаченных премий, невозможно. Кроме того, автомобилисты не учитывают и то, что число случаев мошенничества с полисами ОСАГО будет только расти.
Мошенникам в сферах автострахования перепадает около 40% всех страховых премий.
«Обсуждается, что четыре региона или города-миллионники будут иметь так называемый безлимитный европротокол. Мы в этой связи прогнозируем существенный рост страхового мошенничества, как профессионального, так и бытового», - отметил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.По данным независимых экспертов, мошенникам в сферах автострахования ежегодно перепадает около 40% всех страховых премий. «Но это не проблема граждан - 50 , 40 или 10 процентов. Завтра будет 80% и что, водители должны за это платить?» - недоумевает Канаев.Необоснованными он считает и другие аргументы страхового сообщества в пользу повышение тарифов. В частности, по его мнению, судебные тяжбы с автовладельцами, в которых увязли страховые компании, возникают не по вине водителей, а из-за жадности страховщиков.
«Методика создается только для того, чтобы узаконить те занижения, которые сейчас имеют место».
«Если страховая компания будет придерживаться буквы закона и выплачивать те суммы, которые они обязаны по страховым выплатам, мне кажется, все претензии исчезнут. И тогда мы действительно можем обсуждать те моменты, когда страховщики говорят, что у них не хватает средств на выплаты», - настаивает эксперт.Тем не менее, новую методику расчета убытков Российский союз автостраховщиков разрабатывает практически в закрытом режиме. «До того момента, пока вопрос не стал касаться главного (цен, деталей и того, из чего считать износ), все наши вопросы рассматривались. Но теперь нам говорят, что все уже решено. Ни экспертов юстиции, ни Канаева, ни меня никто не слушает, никому это не интересно, - недоумевает Ханжин. - Эта методика создается только для того, чтобы узаконить те занижения, которые сейчас имеют место».Но даже если базовые тарифы по ОСАГО не поднимут в ближайшее время, стоимость полиса более чем в 10 субъектах Российской федерации, тем не менее, вырастет. Речь идет о регионах, показатели аварийности в которых значительно выше средних по стране. По мнению Максима Ханжина, подобная позиция страхового сообщества демонстрирует полное отсутствие какой-либо стратегии выхода из кризиса на рынке автострахования. «Сейчас поменяем тариф в регионах, а завтра плюс к этому поменяем общий тариф? Отсутствие контроля со стороны власти и нежелание разобраться в том, что происходит, приводит к возможности крупного бизнеса получать сверхмаржинальность», - резюмировал эксперт.Напомним, в России ежегодно страховое возмещение по полисам ОСАГО получают более 2,7 миллионов человек. При этом, по данным ВЦИОМ, 74% процента автовладельцев готовы платить больше за полис ОСАГО, если суммы страховых выплат вырастут. Против высказались лишь 17%.Алексей Матвеев