Статьи, 10 окт 2013, 08:12

Ford будет рулить за водителя

Автомобили концерна скоро смогут сами объезжать препятствия, не дожидаясь участия потерявшего бдительность водителя...
Читать в полной версии
Автомобили становятся все смелее и самостоятельнее. Не так давно они научились распознавать на дороге опасности и предупреждать о них водителей. Ford зашел дальше — их машины скоро смогут сами объезжать препятствия, не дожидаясь участия потерявшего бдительность водителя. Технология Obstacle Avoidance, которую Ford представил на автомобиле С-класса Focus, состоит из трех радаров, ультразвуковых сенсоров и камеры, которые сканируют дорогу перед автомобилем на расстоянии до 200 метров на скорости больше 60 км/ч. При обнаружении на дороге препятствия, будь то пешеход или потерянный каким-нибудь грузовиком бампер, система сначала включит предупреждающий зуммер. Если водитель не отреагирует, то Obstacle Avoidance, оценив пространство вокруг препятствия, сменит траекторию движения автомобиля, чтобы его объехать. Focus уже умеет самостоятельно крутить рулем, чтобы заехать на парковочное место, водителю остается переключать передачи с первой на заднюю и нажимать газ-тормоз. Но этим уже никого не удивишь — сейчас автопроизводители потихоньку учат свои машины вообще обходиться без участия человека. Новый автопарковщик Ford уже умеет.
Система автоматической парковки включается нажатием кнопки в салоне или на брелоке. Она сама регулирует подачу газа, торможение, переключение передач и, само собой, контролирует рулевое управление. Водителю даже не обязательно находиться в салоне — он может наблюдать за процессом снаружи. Это пригодится не только тем, кто так и не освоил параллельную и перпендикулярную парковку в автошколе, но и в случае тесноты на стоянке, когда из машины трудно выйти из-за близко припаркованных других автомобилей. Выехать Ford может также сам. Длина параллельного парковочного места должна превышать длину машины минимум на 20 %. Поиск подходящего места для стоянки система осуществляет на скорости до 30 км/ч. Когда Obstacle Avoidance и новый автопарковщик появятся на серийных Ford, пока не сообщается. Вряд ли на это потребуется много времени.
А систему автоматического управления автомобилем в пробке машины Ford получат к 2017 году. Схема та же: камера и сканеры следят за разметкой и другими участниками дорожного движения. Система может самостоятельно тормозить и снова разгонять автомобиль на скорости до 50 км/ч. Однако она пока не способна «видеть» пешеходов и велосипедистов. Подобные системы готовы в скором серийном времени предложить и другие автопроизводители, даже более совершенные. Например, Volvo недавно показала, что машина вообще может «высадить» водителя и поехать сама искать место для парковки. Радары и камеры позволяют системе избежать столкновения с другими автомобилями и найти подходящее пространство для стоянки. Водитель может вызвать ее к тому же месту, где они расстались. «Вольвовская» Vehicle 2 Infrastructure включается через приложение на мобильном телефоне. Это по сути самая полезная помощь водителю, потому что основная проблема — не припарковать машину, а найти место поблизости от офиса или дома. Звучит очень здорово, но пока трудно представить, по крайней мере в Москве с ее стихийными парковками, как машина сориентируется в этом хаосе.
Первым серийным автомобилем с Vehicle 2 Infrastructure станет кроссовер XC90 нового поколения, который выйдет на рынок в конце 2014 — начале 2015 года. Также Volvo давно практикует частичные автопилоты на серийных машинах. Их машины способны самостоятельно двигаться в потоке и полностью тормозить перед препятствиями. Причем впервые в мире Volvo способна избегать наезда не только на пешеходов, но и велосипедистов — эта доработка была представлена на автосалоне в Женеве в марте 2013 года.Автопилот на основе лазерного сканера активно тестирует Audi. Но так как сканер в решетке радиатора небольшой, он скорее предназначен для самоуправления в пробках, нежели для полной автономности. Подобная система скоро появится на А8. Есть у Audi и разработка по автономной парковке, но область ее применения ограничена. Так, для этого необходимо, чтобы парковочный комплекс был оснащен необходимыми приборами. Центральный компьютер в гараже использует карту парковочных мест и лазеры и сенсоры и камеры Audi и ведет машину к ближайшему свободному месту.
Человек всегда стремится облегчить свой труд, так что развитие полуавтономных систем управления автомобилем закономерно. Задержки в их появлении на серийных машинах связаны скорее не с технологиями, а с юридической возможностью их применения. Так, в штате Невада в США приняли закон, разрешающий беспилотникам передвигаться по дорогам общественного пользования. «Гуглмобиль» давно путешествует самостоятельно. Системы предотвращения аварий, согласно статистике, действительно снижают количество ДТП — на 27%. Европейский комитет по безопасности Euro NCAP планирует включить данные системы в свой рейтинг оценки безопасности — с 2014 года. Хотя единственное, что на самом деле может заставить водителей избегать аварий, — это отмена страховки.