Статьи, 17 июн 2013, 08:58

Американские горки

Рынок в замешательстве: если не повлиять на ситуацию, спрос на автомобили может откатиться к кризисному уровню...
Читать в полной версии
Как тут не вспомнить знакомый с детства аттракцион о больших амплитудах? Всю минувшую зиму российский авторынок рос высокими темпами, опережая успешный для производителей сезон прошлого года, а весну встретил резким падением продаж. Ближе к лету ситуация только усугубилась. Участники рынка в замешательстве: если власти не повлияют на ситуацию, спрос может откатиться к кризисному уровню.Сразу оговоримся, за первые пять месяцев текущего года снижение продаж легковушек и малого коммерческого транспорта составило всего 4%, что сопоставимо с показателями 2012 года. Однако, если провести помесячный «разбор полетов», наметится пугающая тенденция. Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса, рынок рос до весны. Продажи в январе и феврале превосходили результат тех же месяцев в 2012-м: на 7464 (+5%) и 3362 (+2%) штук соответственно. Март, не досчитавшись 9070 машин (-4%), окажется первым посткризисным месяцем с отрицательными результатами по данным АЕБ. Однако для многих ситуация еще не казалась удручающей ввиду сохранения традиционного сезонного фактора, когда с приходом тепла растет покупательская активность. Потому как если отбросить сравнения с прошлогодними периодами, март выдался ожидаемо успешнее февраля: 244 030 против 210 666 машин. Но, увы, апрель с маем лишь подтвердили негативную динамику: в 2012-м было продано больше на 21 263 (-8%) и 31 791 (-12%) единиц соответственно.Если дело пойдет так и дальше, Россия может откатиться к объемам 2008 г., когда началось кризисное падение спроса. В том году владельцев обрели без малого 2,9 млн новых автомобилей. Прогноз на этот уже был снижен с оптимистичных 2,95 млн. до 2,8 млн. единиц…Пять лет назад регресс был вызван не только причинами глобального характера, но и целым рядом внутренних факторов, обозначенных тамошним главой комитета автопроизводителей АЕБ Андресом Томасом: «Причины серьезного падения рынка объясняются ограничением доступности кредитов, высокими процентными ставками по ним, девальвацией рубля и повышенными таможенными пошлинами, в совокупности повлекшими за собой повышение цен».А что сейчас? С появлением первых признаков замедления покупательской активности многие эксперты ссылались на затянувшийся зимний сезон. Но вместе со снегом растаяли и эти предположения.«Нельзя сбрасывать со счетов экономический фактор, - указывает Ольга Петрова, директор реализующих автомобили Mercedes-Benz дилерских центров «Звезда Столицы» группы компаний «Рольф». - Очевидно, что спрос на новые автомобили отражает замедление экономики в целом и насыщение в ряде ее сегментов. Российская модель рынка тяготеет к западной, при которой автомобили «сами по себе» уже не продаются. Производителям и продавцам требуется прикладывать усилия, чтобы привлечь клиентов в дилерские центры. И речь не столько о программе льготных покупок автомобиля, сколько о расширенном спектре услуг, таких как trade-in и бонусы. В «Рольфе» прибыль от продаж автомобилей составила только 35% от ее общего объема (в прошлом году было 40%), остальное приходится на финансовые услуги».«К сожалению, тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается, - констатирует председатель комитета автопроизводителей AEБ Йорг Шрайбер. - Участники рынка обеспокоены данной ситуацией и предполагают наличие низкого спроса до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть в том числе от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления, в частности».Некоторые из этих шагов уже известны, но на этот раз их выполнение может только добавить масла в огонь. Так, с 1 июля под давлением Евразийской комиссии, регламентирующей «равноправное» вступление России в ВТО, утилизационный сбор станут платить производители не только ввозимых, но и выпускаемых в нашей стране машин. То есть, будут затронуты интересы той части отечественного автопарка, которая пока держится на плаву. По данным аудиторского агентства PwC, за первый квартал текущего года было реализовано на 9% «локализованных» иномарок больше, чем за тот же период в 2012-м (282 тыс. против 259 тысяч). «Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою рыночную долю до 44%», - отмечает Стенли Рут, руководитель практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли.Кстати, в плюсе находятся и представители премиум-сегмента. В сравнении с прошлым годом первые пять месяцев 2013-го оказались успешными для Porsche (+13% или 1486 штук) и Lexus (+21%, 6204). Скромнее успехи у Land Rover (4%, 7744). Растет даже Mini, продажи которого в «премиуме» исторически исчисляются сравнительно малыми тиражами (10%, 1054). «Оптимизм внушает тот факт, что продажи дорогих брендов демонстрируют устойчивый рост, - подтверждает госпожа Петрова. - И импортеры этих машин не спешат пересматривать свои планы. К примеру, представители Audi Russia прогнозировали на этот год рост около 10%. А фактическое увеличение продаж уже достигло 14%! Еще лучше дела идут у Mercedes-Benz, показавшей результат в 20%. Впрочем, ни для кого не секрет, что «премиум» менее чувствителен к экономическим колебаниям - ощутимее они сказывается на массовых моделях». Об этом говорят и оценки PwC: «Рост средней цены автомобиля продолжается благодаря увеличению доли дорогих автомобилей».В качестве дополнительного толчка росту продаж госпожа Петрова обозначила обновление модельного ряда, которое до конца года предстоит пережить целому ряду моделей Mercedes. Аналогичную ставку делают маркетологи Audi. Еще а октябре 2008 г. глава компании Руперт Штадлер, находясь с визитом в Москве, заявил: «Возраст каждой модели из Ингольштадта не превышает трех лет — в сравнении с конкурентами у нас самый «свежий» модельный ряд. Пожалуй, это и есть наиболее полный ответ на запросы современного покупателя». А что будет определять запросы автолюбителей в обозримом будущем? Большинство аналитиков едины в определении ключевых факторов влияния на вкусы потребителей. Во-первых, рост покупательской способности, которая в основном определяется подушевым ВВП и является отличным зеркалом потребительских настроений. Так, сценарий «прерванного роста», разработанный специалистами консалтинговой компании The Boston Consulting Group еще в начале 2009-го, предусматривал снижение ежегодного роста валового продукта до 2-3%. Примерно в такой же зависимости падал спрос на новые авто. К слову, прогноз оказался максимально приближенным к действительности: по показателю проданных в 2012-м легковушек он не «дотянул» лишь 2% до фактических цифр.Другой момент – количество выданных автокредитов. В докризисные времена каждый второй автомобиль в стране приобретался на заемные деньги. «Сейчас на долю кредитов от общего объема продаж приходится около трети, а к концу года их размер сократится еще больше», - прогнозируют экономисты консультационной организации Ernst & Young. Причинами названы ухудшение макроэкономических показателей и высокие процентные ставки банков (в среднем по рынку – 15%). Стоит добавить, что кредитные выплаты в нашей стране, наряду со страховыми затратами и расходами на топливо, делают стоимость владения машиной одной из самых дорогих в мире. Крупнейшие авторынки США и Великобритании - позади нас по этому показателю. Наконец, выплаты при импорте автомобиля. В последние годы их размер, мягко говоря, часто пересматривается. А, ведь, именно этот аспект, как отмечают специалисты финансовой группы Societe Generale, напрямую влияет на рост ценников автомобилей.И, что особенно любопытно, в свете недавних нововведений отечественных таможенников этот пересмотр повлияет на настроения всех автопроизводителей. Включая отечественных, чья продукция никоим образом не связана с пересечением государственных границ. Учитывая, что уже сейчас в России выпускается свыше 68% от общего числа реализуемых авто, такие новости затронут интересы большинства желающих приобрести машину. А, значит, дискуссия по этому вопросу обещает быть жаркой. Павел Ганин